Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 7 (193), 2021 г.



АЛЕКСАНДРА КРЮЧКОВА — ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ИМ. М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР»

15 июня 2021 года в Большом Зале ЦДЛ прошла ежегодная церемония подведения итогов и награждения победителей литературных конкурсов Московской городской организацией Союза писателей России совместно с НП «Литературная Республика», правда, на этот раз в связи с пандемией итоги подводились сразу за два года — 2019 и 2020. Особый интерес представляла премия «Мастер» имени М. А. Булгакова, поскольку одноименный конкурс был впервые объявлен МГО СПР в 2020 году.
Победителем конкурса «Мастер» имени М. Булгакова за 2020 год с вручением именной статуэтки стала Александра Крючкова, поэт и заслуженный писатель Московской городской организации Союза писателей России, ведущая лит. салона в музее-театре Булгаковский дом, автор цикла стихов «Воланду» и лаконичного романа «Ловушка для Мыслеформы, или Ученик Волшебника», действие которого происходит как раз в Булгаковском доме, где, судя по интригующей аннотации, в перерывах между презентациями главная героиня, не отражающаяся в зеркалах, проводит магический практикум по исполнению желаний и построению своей счастливой реальности.
Но так ли прост роман, каким он кажется на первый взгляд?
Вариации на основе древнегреческого мифа о Пигмалионе и ожившей Галатее рождались в мировой литературе не единожды. За дело брались и Бернард Шоу, и Оскар Уайльд, и Алексей Толстой, и Даниил Андреев. Последний — подробно объяснял в романе «Роза мира», каким образом Дон Кихот Сервантеса мог обрести самостоятельное сознание, чтобы жить и действовать в небесном синклите не как литературный герой, а как реальная личность. Но никто из прославленных авторов еще не подходил к идее воплощения персонажа с точки зрения самого литературного героя. В этом смысле — «Ловушка для Мыслеформы» — абсолютно новаторская. Это настоящий прорыв в области познания человеческого духа! На глазах читателя персонаж становится независимой от сценария личностью.
Фееричная краткость романа говорит о редком таланте — уместить в немногих словах многую глубину. С первых строк виден авторский почерк, который не спутаешь ни с каким другим. По сути — Александре Крючковой удалось создать свой, новый язык в прозе, и это достижение сравнимо с тем новым языком, который Иосиф Бродский мучительно рождал в поэзии. Александра своеобразно использует текстовые возможности, благодаря чему повествование насыщается символами, несущими потаенный, неизвестный неподготовленному читателю смысл. Наиболее важные для автора детали пейзажей, значительные фигуры и предметы неизменно обозначаются с заглавной буквы: «Ловлю звезды у Темной Башни… Она похожа на твою Башню…»
Роман построен на диалогах, кратких, но необычайно емких, наполненных тайным, мистическим смыслом:
«— Вы напоминаете мне того человека, поэтому… — колдуна?
— Мага, — поправила я его, мысленно пребывая в Иной Реальности в поисках своих перчаток. — 14 февраля будем давать спектакль. Я хочу, чтобы Вы сыграли Его…
— Ради Вас — все что угодно, — улыбнулся Роман. — А в чем заключается роль?
— Вы будете приходить ко мне. Из Зеркала. Каждую ночь. До тех пор, пока не заберете меня отсюда…»

Использование авторского текста в рецензии неизбежно, но приходится сдерживать себя, чтобы не процитировать все произведение целиком. Для основательного погружения во вселенную Александры Крючковой — читателю следует прочесть и другие ее романы, из той же серии «Игра в Иную Реальность» — но куда более объемные, например, «Книгу Тайных Знаний» и «Исповедь Призрака» о Матрице Пространства Времени. Лишь тогда, постигнув глубину внутреннего мира писательницы, он узрит, что в новом романе все не просто так, а некоторые действующие лица имеют серьезный бэкграунд, литературную судьбу, облик, размноженный сотнями отражений в зеркалах авторского взгляда. И пусть поначалу непонятно: что это за люди? Почему они обозначены как функции и зачастую вовсе не имеют имен?
Не спеши, читатель! Все загадки раскроются, когда сложится пазл. Александра мастерски обустраивает интригу!
Действие романа структурно распланировано и сконцентрировано вокруг главной героини. В музее, одновременно являющемся площадкой сборищ вполне реальной, связанной с литературой, нечисти, все отчетливей зреет атмосфера готовящегося злодейства, а вокруг неизменно царствует метель. Ее нескончаемое кружение создает атмосферу остановившегося времени:
«— Скажи, эта метель когда-нибудь закончится? — опустошенно произнесла я.
— Значит, ты все-таки любишь весну? — с трудом улыбнулся он, оставаясь печальным.
— Она закончится, эта метель?! — перепросила я.
Страж обнял меня и стал медленно покачивать из стороны в сторону, тихо-тихо приговаривая:
— Она будет убаюкивать тебя, Алиса, убаюкивать, как мама, заканчиваться и начинаться снова, заканчиваться и начинаться снова, она будет кружить нас бесконечно, в своем магическом танце, потому что она — да-да, именно она! — способна помочь нам пережить Смерть…»
Живая эмоция романа резонирует с чувствами читателя, когда ситуация становится неразрешимой. Героиня испытывает естественный страх невозможности достучаться до людей, чтобы получить ответы на те вопросы бытия, на которые никогда и никто не отвечает, а если и пытается ответить, то ответы оставляют место сомнениям и неуверенности:
«– Каждый видит и получает то, что он хочет, или то, что готов/ожидает/предполагает из своего опыта/на основе приобретенного знания увидеть или получить…
— Но как тогда можно понять, что мы — не призраки, если в мире призраков я не смогу пройти сквозь стену только потому, что буду считать и себя, и стену физически-материальными, а призрак, который понимает, что он — призрак, пройдет сквозь ту же самую стену?..
— Совершенно верно… По той же причине и в мире материальном настоящий маг, будучи полностью уверенным в том, что чудо произойдет после произнесения определенных слов заклинания, чудо совершит, вернее — ПОЗВОЛИТ ЧУДУ ПРОИЗОЙТИ. А обычный человек — нет. Он не предполагает, не ожидает, не хочет или не готов…
— Эти смежные миры — Королевство сплошных Кривых Зеркал! И Там — как здесь… И здесь — как Там… Но ведь должно, должно же быть какое-то отличие между Мирами!!! Его не может не быть!!!»
Метания души главной героини в самоопределении себя и, как следствие, в ответе на вопрос о предопределенности судьбы, нарастают со страшной силой, чтобы подобно цунами обрушиться в финале на застывшее время, поскольку:

«…каждому человеку в какой-то момент времени нужно-таки определиться: жив он или мертв, и вообще — кто он такой на самом деле…»
Неожиданная развязка сопровождается мудрым посланием в будущее:
«…Передай эту книгу тому, кто пока еще не стал Волшебником!..»

И я желаю вам прочитать эту книгу!

Вадим ШИЛЬЦЫН,
писатель, член Союза писателей России



 
 




      © Вест-Консалтинг 2008 г.