Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (177), 2020 г.



Николай Головкин
"Облака"
Избранные стихотворения



М.: "Вест-Консалтинг", 2019

Книга избранных стихотворений Николая Головкина называется "Облака", что в полной мере отображает ее содержание. Эти атмосферные явления воспринимаются нами как что-то обыденное, не требующее особого внимания. Между тем, облака символизируют откровение и божественное присутствие: под ними — простор, воздушные массы и маленькая земля, напоминающая с высоты стратосферы встревоженный муравейник.
В настоящий сборник вошла духовная, философская, гражданская лирика, созданная автором за полвека. Первый раздел "Звезда" вобрал в себя стихотворения из ранних тетрадей (1970–1980‑е), второй — "Рябина" — составлен из тетрадей на скончании века (1990‑е), третий — "Окоем" — из поздних тетрадей (2000‑е). На обложке алеет храм, упираясь куполом в тяжелое небо. Мы можем проследить, что на протяжении ряда лет автор верен себе: он убежден, что русский человек обязан осознавать высокое предназначение России как оплота Православной Веры. Не принимая неореалистические тенденции современных поэтов, в размышлениях о русской государственности он передает слово памятнику Пушкину:

И тем любезен я народу,
что даже в мерзкую погоду
здесь стерегу вашу свободу.

А вот другие стихи. Тревожные, напряженные. Люди, чье детство пришлось на 1950‑е и 1960‑е гг. — послевоенное поколение, — отличаются тем, что проявляют особую тревогу о других людях. Эти строки не только о послевоенном поколении, оно о медленном увядании человека, но и угасании духовных идеалов:

Редеет твое поколенье.
Дожить бы, как старый солдат,
узреть бы победы цветенье,
которым увенчан твой сад.

Данный текст можно понимать буквально, но как он фигуративен! Нашему времени свойственна нехватка осознанного общения: с любовью, заботой, терпением. Как мы можем рассуждать о добродетели, когда сами ни холодны, ни горячи?.. Вот и автор утомленно вздыхает. Но старый солдат еще жив, и так хочется верить, что весна не за горами…
Духовные стихотворения Николая Головкина отличаются безвычурной стройностью. Здесь автор прост и в меру догматичен:

Добрые лица — лики святых.
Я очищаюсь, глядя на них.
Жизнь — продолженье старых икон.
Свет лиц то ярок, то приглушен.
Каждой эпохи — совесть и соль.
Их озаряют радость и боль.
Пусть незнакомы вовсе черты.
Встретишь повсюду — свет доброты.

Николай Головкин разрабатывает темы, важные для каждого, кто называет себя христианином. Святые Православной церкви считали себя сами грешными людьми, не достойными даже называть себя христианами. Согласно православному вероучению, святость — это единство человека с Духом Господним (1 Кор.6:17), пребывание благодати Святого Духа в человеке. Как говорил митрополит Сурожский Антоний: "Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет. И я думаю, что многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом".
Автор пытается передать это состояние с помощью поэтических средств. "Совесть и соль" земли русской подавали нам пример самоукорения… а мы что делаем? На копейку потрудимся — ждем отдачи на рубль. Суетимся, кудахчем, надуваем щеки… Но как же велико действие от общения со святым человеком! Житейские неурядицы отодвигаются.  Отрешившись от собственных треволнений, человек получает возможность выйти за рамки своего "я", озариться, как пишет автор, "светом доброты". К разговору с одаренным благодатью Святого Духа нужно быть готовым. Божественное начало не пробьется в тревожное сердце.
Вторым планом в этом стихотворении затронута весьма серьезная проблема: наши молитвы должны быть основаны не на том, чтобы что-то "выпросить". Обратите внимание: лирический герой ни о чем не просит, он лишь успокаивается, приобщается к тихому свету божественной благодати. Автор напоминает нам простую (неочевидную, однако, для многих) вещь: молитва не имеет права быть корыстной. Сам факт обращения к христианским подвижникам — это прикосновение к вечности. Истинная цель молитвы — обретение в душе мира и спокойствия, доверие себя Божьему промыслу, а не вот это все: "Господи, сделай так, чтобы мне премию дали!"
Мирская поэзия, "привязанная" к человеческим страстям, как правило, не обращает внимания на духовную сторону жизни, а иногда и вовсе ее обесценивает. Поэзия православная более альтруистична: обращаясь к религиозной тематике, автор волей-неволей вынужден прийти в соответствующее расположение духа. Память о Божьем суде вынуждает его быть немногословным. В то же время для выражения авторского замысла он проводит интересные аналогии между церковной и светской жизнью ("Держит Господь нас в горсти./Храм наш — души Эверест"). В этой книге Николай Головкин призывает нас беречь нравственные ценности русского народа, которые неразрывно связаны с Православной Верой.

Вера КИУЛИНА



 
 




      © Вест-Консалтинг 2008 г.