|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
К 135-летию Игоря Северянина
Его слава полнозвучно била в бубен реальности, и он соответствовал ей, используя не употреблявшееся тогда понятие имиджмейкерство. Игорь Северянин любил славу, стремился к ней, что не мешало подлинности и чистоте его поэзии:
В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, — Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»… И отец призадумался, потрясенный минутою, И простил все грядущие и капризы, и шалости Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
Есть нечто наивное, но одновременно и возвышенное в этом, казалось бы, простеньком стихотворении, трактующем столь не простые душевные аспекты. Игорю Северянину принадлежат одно из самых остро сатирических стихотворений… вероятно, во всей русской поэзии:
Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи, Мясо наелось рыбы и налилось вином. И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
В общем, его даже как сатирическое сложно квалифицировать, скорее в стихотворении резко сквозит такая пудовая усталость от роли человека, что диву даешься, как с таким грузом можно жить. Стих Северянина расплывался ресторанно-дешевым гулом и при этом мощно стягивался, собирался, завязывался в смысловые узлы… Так жестко, с тончайшими и точнейшими характеристиками, сделан цикл «Медальоны»: граненые сонеты, каждый из которых посвящен определенному писателю, поэту, художнику… Эта определенность диктует определение Оскара Уайльда (к примеру): Его душа – заплеванный Грааль, Его уста – орозненная язва… Едва ли удачный неологизм: большинство их, придуманных поэтом, слишком вычурны, чтобы прижиться в языке; но характеристика остра, как биссектриса, точна, как ход хорошо отлаженных часов. Многие стихи Игоря Северянина не устарели.
Александр БАЛТИН
|
|