Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов

Портал «Читальный зал» работает для русскоязычных читателей всего мира



Леонид Резник. Между до и после.
М.: «Вест-Консалтинг», 2024


Лирическая поэзия несовместима с отстраненностью. Сама структура лирического высказывания предполагает эмоциональность. В лирике на первое место выходит переживание, и в построении стихотворения важная роль отводится рифмованным конструкциям, роднящим лирику с музыкой. Мы знаем немало выдающихся стихотворений, которые обрели вторую жизнь в жанре романса.

Леонид Резник — не только поэт, но и автор-исполнитель. Его стихотворения как будто созданы для задушевного исполнения под негромкий перебор гитарных струн. Автор использует знакомые сюжеты, когда хочет показать, как томится его лирический герой. Мы узнаем их, но все равно — принимаем, потому что понимаем, что, например, свечи

Тоже тихо плачут.
Грусть же все острее…
Эка незадача…
Приезжай скорее.

Негромкое страдание лирического героя вызывает сочувствие именно потому, что данный персонаж страдает вполголоса, как бы «про себя». Может, мы бы и не узнали о его чувствах, не вздохни он чуть громче обычного, глядя на пламя свечи.

Но переживание переживанию рознь. Иной раз экспрессия такова, что опасаешься за душевное состояние лирического героя, ибо оно весьма неустойчиво:

Ни на море мне и ни на суше
Нет спасенья — то шторм, то гроза,
Всюду взгляд, проникающий в душу...
Не срабатывают тормоза.

Сочинение лирических стихотворений для человека обычно становится способом «отвести душу», высказать все то, что не передать прозой. Например, выразить то возвышенное настроение, в котором пребывает любящий человек. Любовь — это отдача энергии, это мощное и светлое чувство, которое приносит счастье:

Есть сто причин поверить в чудеса
И всеобъемлющей любви порывы,
Благодаря за это небеса,
И просто ощущать себя счастливым...

Если человек умеет быть благодарным, он умеет любить. Конечно, не каждый, кто говорит вам «спасибо», вас полюбит. Но если человек способен оценить, какой это дар свыше — любовь (пусть даже неразделенная), если способен от чистого сердца благодарить другого просто за то, что тот есть в его жизни, значит, этот человек может любить. Искренне, деятельно, одухотворенно. А иначе это все что угодно, только не любовь — так, привязанность, страсть, увлечение… Когда человек громко заявляет, что любит вас, но вы не чувствуете от него благодарности, стоит присмотреться повнимательнее — а вдруг любовью там и не пахнет?..

Благодарность — младшая сестра любви. Оба этих чувства мы ясно видим в стихотворениях Леонида Резника. Даже о несбывшейся истории отношений его лирический герой вспоминает с теплом:

Что потом? — станет ясно после:
Все наладится, все пройдет...
Ведь не вечно же длится осень,
Для весны будет свой черед...

И при расставании этот человек вел себя достойно, и разрыв отношений воспринимает с философским спокойствием. Любой конец — это начало чего-то нового. Возможно, сложатся счастливые отношения, расцветет иная радость. Но расставание — тяжелый опыт для обоих, особенно для мужчины:

Я помню все до мелочей,
И перелистывает память
Страницы этих прошлых дней,
Всего того, что было с нами…

Самовыражение в русле лирической поэзии разительно отличается от суеты повседневности. Исповедальная поэзия облагораживает говорящего, отчего стихотворная речь льется плавно и спокойно, а у лирического героя нет претензий ни к миру, ни к оставленной возлюбленной, ни к собственному прошлому. Боль переплавляется в нечто большее — уникальный жизненный опыт:

Так с тех пор и продолжается —
Расставанья-встречи вновь и вновь...
Но узнали, что скрывается
За загадкой с именем Любовь.

Только светлая печаль остается в сердце. Здесь с особой силой выступает личностное начало поэта, недаром в строку врывается заглавная буква. Читатель словно в легком замешательстве от того, насколько для автора важно главное слово. Оно аккумулирует в себе смысл жизни лирического героя, и, если честно, такое открытое самовыражение достойно одобрения. Сборник стихотворений Леонида Резника «Между до и после» — это маленькое откровение о том, что все имеет свое зарождение и свое окончание, но вот эти волнующие часы между крайними точками временного отрезка —  и есть то, ради чего стоит жить.

Вера КИУЛИНА

От редакции

Рецензия Веры Киулиной будет напечатана в газете «Литературные известия», № 3, 2024

Редакция портала «Читальный зал»


 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.