Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (107), 2014 г.



Алла БОСНИК
О клиповом сознании

Один из возможных переводов английского слова clip означает — делать вырезки (из газеты), что характерно для не глубинного, а скоростного типа мышления: "что вижу, то и пою". Это в большей степени применимо к молодежи, воспринимающей мир в форме яркого посыла. Жизнь летит как стрела, не давая нам возможности остановиться и передохнуть. Все вызовы требуют от нас быстрых ответов. А с появлением новых гаджетов и скоростного Интернета становится все сложнее мыслить не "клипово". Мы видим цель и сразу же рвемся ей навстречу. Вы скажете: а что в этом плохого? Ведь упорно идти к своей цели — хорошо?! Но это не совсем так: все труднее становится анализировать ситуации, сосредоточиться на информации. И наши мысли буквально становятся обезьянами, которые прыгают с ветки на ветку, рассматривают бананы, потом хватают один, но уже видят другой и мчатся к нему, забыв про первый.
Как вы понимаете, мы не рождаемся с таким мышлением: оно вырабатывается, например, при частом использовании СМИ, мы будто складываем мозаику из мелких отрывков информации и создаем некий клип. Клиповое сознание не безвредно. Люди постоянно смотрят телевизор, "живут" в Интернете, слушают радио. В метро, к примеру, большинство людей сидит с телефонами или планшетами. Люди работают и отдыхают за компьютерами, день и ночь, не отрываясь от экрана. Оторваться-то крайне трудно, ведь обязательно выскочит какой-нибудь броский баннер или наше внимание привлечет яркая ссылка. Это похоже на то, как собачка бегает за своим хвостом и не может его поймать, бесконечный бег, бесконечный процесс. Если все будет продолжаться такими темпами, клиповое сознание окончательно победит. Нам будет все трудней анализировать происходящее, вдумываться в смысл того, что происходит на самом деле. Перед глазами замелькают одна за другой картинки, порой абсолютно бесполезные. При просмотре фильма мы сразу же видим картинку, нам не приходится утруждать себя, чтобы представить внешний вид героев, их эмоции. Идет прямое восприятие. А вот при прочтении книг в нас просыпается фантазия. Нам самим приходится выстраивать всю образную систему. И то, что надо читать литературу, это вовсе не пустые слова, это вполне реальный и всем доступный способ борьбы с клиповым сознанием. Тем самым наше сознание, выстраивая целостную картину, а не мозаику, заставляет "клиповость" потесниться, а в иных случаях и вовсе свести ее к нулю!



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.