Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (107), 2014 г.



Александр Вепрёв
"Дерево называют платаном"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

Александр Вепрёв превратил жанр верлибра в своеобразный поэтический "щит и меч", он же стяг, он же гимн, с которым этот рыцарь верлибра выходит на ристалище современной русской поэзии. Таково первое впечатление от его книги "Дерево называют платаном" — сборника, словно бы задавшегося целью представить возможности верлибра во всем его многообразии. Это не первая книга Александра Вепрёва в жанре верлибра: как говорится в аннотации, предыдущий сборник верлибров "Картофельное солнце" был переведен на румынский и удмуртский языки и вошел в Лонг-лист Бунинской премии 2013 года. Иными словами, автор не случайно встал на стезю свободного стиха, он активно работает в этом жанре. Александр Вепрёв сознательно и планомерно, шаг за шагом, осваивает пространство верлибра, и новая книга тому подтверждение. И хотя не все читатели поэзии одновременно являются поклонниками верлибра (взять хоть меня), но строгая позиция и последовательная художественная стратегия вызывают уважение даже у таких читателей.
В сборнике "Дерево называют платаном" каких только верлибров нет! Есть даже поджанры явно авторского изобретения, названия которых каламбурят с фамилией поэта: "вепрлибры" и "вепрфризмы". Трехчастный "вепрлибр" "Дети Ра" посвящен то ли отдаленному будущему журнала "Дети Ра", то ли особой популяции жителей Земли (вроде как председатель земного шара) — детям Ра. Если речь о журнале, то, как видно из текста, это не только любимый литературный журнал автора, но и художественное явление, которое он считает надвременным и бессмертным; а если речь о чудных созданиях, живущих рядом с нами, но других, это еще интереснее:



3. Удел.

В XXIV веке ни один нано-историк ничего не вспомнит…
Только дети Ра будут существовать в звездном уделе,
сохранившись, как ни странно,
                                 в цифровом варианте
в районе Фобоса
или на Фейсбуке (Создатель М. Цукерберг).

Особого жанрового отличия от "просто" верлибров в стихах со столь оригинальной дефиницией, впрочем, не заметно:



Субботний интерьер
 
Вепрлибр
 
1

На столе расставлены чашки
                                          с блюдцами,
вооруженные серебряными
                                               ложками.
Оранжевый абажур позапрошлого века смотрит сверху вниз,
отбрасывая тень, как будто
                                       от прабабушки…



Ненужные откровения
 
Вепрфризмы
 
1. Электричество

Формула жизни проста, как электричество.
Плюс и минус образуют электроэнергию…
Бог и дьявол — это тоже в какой-то степени плюс
                                                                                и минус…

Чего нельзя сказать о стихотворениях типа "Птицы. Восемь верлибров в одном верлибре" — таких в сборнике пять. Они привлекают внимание сложной, но притягательной конструкцией, когда каждая стихотворная строфа служит одновременно "строкой" большого верлибра. В стихотворении "Черная чайка. Шесть верлибров в одном верлибре" присутствует необычный для верлибра прием — рефрен: "я прогуливался по набережной возле самого Черного моря…". Судя по всему, это дань художественным исканиям, которые никогда не надоедают этому поэту (из их числа и "рассказ верлибром", и "повесть верлибром с эпилогом", и "неправдоподобный рассказ верлибром"). Порой Александр Вепрёв отступает от основного правила — отсутствия ритма и рифмы; помимо верлибра ему подвластны и более "стандартные" формы стиха, что показывает стихотворение "Долгий ужин на берегу моря":



1

Чайки кричали голосами
                                 кривыми,
как будто были меж собою
                                    в ссоре…
Я смотрел в синее голубое
                                                                                   море,
                                                        и глаза мои становились
                                                                                голубыми.

Александр Вепрёв любит броское, элегантно оформленное слово, что для поэта неплохо. В начале рецензии я употребила в адрес Вепрёва сравнение с рыцарем, выходящим на ристалище. Этот образ может показаться агрессивным. Но я имела в виду рыцаря, выходящего на турнир в нарядных доспехах, а не рыцаря, ополчившегося против всего белого света. Стихи Александра раздумчивые, интонация у них доверительная. Нет, это не битва во славу верлибра, это демонстрация его — верлибра — искусности и силы.

Елена САФРОНОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.