Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (107), 2014 г.



 «Творческий метод писателя Александра Файна»

 

 

 

М.: «Вест-Консалтинг», 2014

 

Александр Файн буквально ворвался в отечественную литературу. Его проза стала явлением и, как следствие, попала под прицел критики. Закономерным в этом аспекте видится издание книги «Творческий метод писателя Александра Файна: интервью, статьи, рецензии, стенограммы», автором-составителем которой выступил Евгений Степанов. В книге — действительный срез критического восприятия рассказов и повестей Файна, выполненный многими критиками. Критиками разного ряда — от широко известных в литпроцессе до локально представленных на карте русскоязычной словесности. В совокупности это говорит о значительности творчества Файна.
Сборник открывается предисловием Степанова, в котором отмечается, что творчество Файна является феноменом, приоткрывается секрет успеха писателя, следующего завету Юрия Олеши: «Ни дня без строчки».
Е. Степанов: «Файн говорит четко и ясно, говорит так — чтобы его услышали. Он, как, пожалуй, никто из современных писателей, соответствует нашему времени. В прозе Файна содержание превалирует над формой».
Последнее замечание существенно, поскольку проза XX века во многом предполагала как минимум равное соотношение содержания и формы в тексте. Достаточно вспомнить представителей авангардного направления — Джеймса Джойса, Вирджинию Вулф, Уильяма Фолкнера, Джона Апдайка, Германа Гессе и многих других. Из отечественных писателей назовем Андрея Битова и Юрия Трифонова. При несомненном содержании, форма не являлась второстепенным элементом, напротив, она выступала равнозначным игроком текстуального поля. Некоторая лакуна, вызванная нивелированием первичности содержания, заполнялась развлекательной литературой, фантастикой и др. Очевидно, что крепкий корпус текстов советских авторов, сюжетоцентричных по своей сути, не дал отечественной словесности уйти в «модерновские кущи». Среди авторов данного направления — Вениамин Каверин, Василий Шукшин, Валентин Катаев, Варлам Шаламов, Юрий Трифонов… Из современников — Сенчин, Прилепин (ряд продолжить несложно). Файн продолжает именно этот ряд. Его проза априори чужда авангардных интенций, тем не менее, в сюжетном аспекте она абсолютно лабильна.
С 2008 года вышло в свет четыре книги Александра Файна: «Мальчики с Колымы» (АСТ, 2008), «Прости, мое красно солнышко» (Астрель, 2009), «Среди людей» (Вест-Консалтинг, 2012), «Так это было» (Вест-Консалтинг, 2013).
Перечислим авторов статей и рецензий на книги писателя: Евгений Степанов, Ольга Денисова, Натан Солодухо, Владимир Коркунов, Валентин Суховский, Арсений Ларионов, Владимир Мединский, Виктор Ерофеев, Эдуард Просецкий, Наталия Лихтенфельд, Камиль Хайруллин, Светлана Тенетко и Елена Сафронова.
Терминологическую новинку предложил Коркунов, охарактеризовавший новеллы Файна словосочетанием «рассказ-судьба». Термин в дискурсе «файноведения» прижился — большинство критиков подхватили определение и процитировали в своих работах.
Денисова в статье «Метод писателя Александра Файна» анализирует скорее психологические аспекты рассказов писателя. Это более популярная статья, в которой автор разбирает сюжеты новелл и концентрируется на мотивах поведения персонажей. О. Денисова: «Так психологически точны и философски поданы портреты героев, что маленький рассказ, например, об экс-солисте Первого Театра Страны, становится рассказом о вырождении национального русского характера, пропавшего в идеологической молотилке безумного периода власти сплошной лжи и оболванивания людей». «Сплошная ложь» и «оболванивание» — крайне спорные тезисы. Объективно рассматривая время действия рассказа, а речь идет о тексте «На пенсии» — локация типично советская, нужно признать дуальность политики вкупе с идеологией. Разумеется, свобода слова, вообще — свобода, ограничивались и весьма существенно, однако нельзя не отметить факт развития страны — от «мозгов» до технических мощностей. Очевидно, что «ложь» — не сплошная.
Александр Файн также остерегается однозначных диагнозов, отдавая себе отчет, что в любом временном отрезке в той или иной пропорции сосуществуют и положительные, и отрицательные элементы. Потому его проза не вызывает отторжения ни у сторонников советской власти, ни у ее противников. Она — объективна. В ней показаны и перегибы, повсеместно случавшиеся в стране, и — достижения. Наиболее показательно это передано на примере рассказа «Медаль», в котором герой, создатель учебника по физике (система образования способствовала развитию персонажа), натыкается на бюрократическую волокиту, пытаясь получить причитающуюся медаль (благие стремления нещадно тормозились разбухшим бюрократическим аппаратом). Россия — страна вечных контрастов.
Солодухо концентрирует внимание на рассказе Файна «Мой друг Вася», проецируя его на жизнь страны, открывая потайные смыслы, вложенные в текст, а то и в межтекстовое пространство. Рассказ, как и статья, проблемные — они не только передают атмосферу советского бытования, но высвечивают одну из краеугольных проблем нашего недавнего прошлого — еврейскую проблему.
Из блока рецензий выделим афористическое высказывание Мединского о том, что Файн создал «энциклопедию советской жизни». Это справедливо. Но точнее было бы сказать — создает. И советской, и настоящей, поскольку призрак номенклатуры все еще бродит над страной.
Завершает издание подборка фотографий из семейного архива Александра Файна.

 

Михаил РОЗЕНЦВАЙГ,
доктор философии,
Германия



 
 




Купить iphone 5s цена смартфон apple iphone 16gb silver в москве цена.
      ©Вест Консалтинг 2008 г.