Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (107), 2014 г.



Александр Лысенко
"Иду издалека"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

Александр Лысенко из нередкой категории поэтов, чье первое образование далеко от литературного — и вообще гуманитарного. В аннотации к сборнику "Иду издалека" отмечается, что Александр Лысенко закончил инженерный факультет Университета дружбы народов и работал на различных должностях, связанных с техническим обеспечением внешнеполитической деятельности СССР (в том числе сотрудником Международного агентства по атомной энергии в Вене). При этом Александр Лысенко активно проявляет себя как творческая личность: он член русских поэтических клубов в Вене и Лондоне, а также фотохудожник, победитель международных конкурсов. У него вышло две книги стихов: одна в 2010 году, другая — сравнительно недавно.
По второй книге стихов "Иду издалека" очевидно, что у автора образование техническое: мыслит он абстрактно, а во всяком процессе его интересует, во‑первых, технология, во‑вторых, конечный смысл. Это особенно ярко прослеживается по фантастическому рассказу "Киберпоэзия", играющему роль авторского предисловия к книге, ибо он завершается небольшим посланием "От автора" к читателю: "Мое пожизненное творческое кредо — идти собственным путем без учета существующих на тот момент моды, стилей, мнений, концептов или авторитетов…".
В рассказе эго лирического героя во сне вошло в Храм Поэзии, где встретило Музу Зевсовну Эрато (в античности покровительницу любовной поэзии), которая информировала его о новых порядках на Парнасе — членство платное, публикации в толстых журналах, корочки творческих союзов, спонсоры и рекомендации знатных особ только приветствуются — и, за отсутствием всего этого у незваного гостя, отправила его к… поэтической машине. "Позвольте представиться: "МАК-АКА‑47", русифицированная модель…" — отрекомендовалась машина, и на пару они с лирическим героем сочинили "киберстихи", от которых ему стало так неуютно, что он проснулся:
"Облетают чувства, черствеют поэты, от стихов остаются больные скелеты, и уже на подходе киберпрограмма подделок под Блока и Мандельштама… Антиподы сходятся — в аннигиляции. Звезды зря хорохорятся — им нужны папарацци…".
Хотя это допущение в рассказе выглядит забавной фантасмагорией, Александр Лысенко любит писать в ритме рэпа, и это ему удается. Более "традиционные" стихи этого поэта, в силу того, что он всегда "идет собственным путем", выглядят как намеренный слом стереотипов: автор выражается так, как ему удобно, не добиваясь изящества слога:

Окрестившись горячим душем
И за кофе слазив в буфет,
Откопаю ювенильную душу
Из-под культурного слоя лет…

Наступает слезливый возраст,
Когда за все становится стыдно:
За падшие с неба звезды,
За зверья житье незавидное,
За невольно обманутых женщин,
За цель, оправдавшую средства,
За то, что в безверии грешен —
Во всем сомневался с детства.

Получается интересное несоответствие: человек, признающий себя немолодым, пишет, как говорит, с юношеской прямотой, если не "неуклюжестью". Обилие таких стихов говорит, что это поэтический стиль Александра Лысенко. Хотя в лирике Лысенко блещут и совершенно другие — спокойные и гармоничные — образы:

По топленому золоту вечерней реки
Скользит теплоход главным словом строки…

Но особенно убедителен этот много переживший и повидавший автор, когда переходит на язык молодого поколения:

Послание предкам
(Исполнять в стиле рэп, пританцовывая)

На полке Бальзак в двадцати томах, нет, типа, бардак у предков в умах! …Нет, мы не в обиде, предки, реально, что мы не увидим товарища Сталина, не протрясемся в потрясном советском "ЗИМе", за дешевой колбаской не постоим в магазине… Должно быть классно было жить в государстве, где громогласно объявлено, что все прекрасно! …Грозить миру бомбой "Кузькина мать", от всего косить и на все забивать.
Конечно, рэп и поэзия в стиле "техно", а также весьма интересные черно-белые фотографии, которые редактор книги Евгений Степанов справедливо назвал "разновидностью визуальной поэзии" — все это признаки "хронической" непокорности поэта Александра Лысенко правилам и нормам. Но насчет неподчинения авторитетам он несколько преувеличил. Александр Лысенко прекрасно знает мировую литературу и обращается к ней с должным почтением — отсюда в сборнике "Иду издалека" разговор с Пушкиным, пароль "ТОЛ-СТОЙ!", "зверье" из хрестоматийного стихотворения Есенина, а также своеобразный гиперцентон известной сказки Станислава Лема о киберпоэте в фантастическом рассказе. Пожалуй, декларация отрицания авторитетов — еще один авторский прием, которым Александр Лысенко интригует читателя.

Елена САФРОНОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.