Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 15 (19), 2009 г.



Татьяна Романова-Настина

"Восход"
Книга стихотворений и текстов песен. — М.: "Дети Ра", 2009.

Сборник стихотворений и текстов песен Татьяны Романовой-Настиной "Восход" — шестая книга поэтической серии "Библиотека журнала "Дети Ра", носящая, помимо фирменной обложки, еще один яркий признак, характерный для этой серии. Прежде всего, серия "БЖДР" адресована талантливым и самобытным поэтам. Оригинальности автора отдается предпочтение перед его известностью и "раскрученностью". Самобытности у Татьяны РомановойНастиной хоть отбавляй. Чтение книги "Восход" сопровождается мысленным рядом ассоциаций: красный сарафан… золотые купола… березовая роща под ветром… колодезный журавль… ведро, поднятое из криницы, роняющее тяжелые, горящие на солнце капли… половецкие пляски… хоровод красных девиц да добрых молодцев под жалейку… дорога, петляющая через широкую степь до самого горизонта… лес, застывший в предгрозовом молчанье… пара лебедей на синем зеркале заводи… и надо всем этим узорочьем – иконописные глаза Богородицы. Иными словами, русские народные и русские духовные мотивы разворачиваются во всей полноте своих традиционных образов. Они чуточку слишком нарядные и приукрашенные, чтобы книга "Восход" могла называться этнической поэзией. Они чуточку слишком задушевные и исповедальные, чтобы окрестить эту книгу "лубком". Остановимся посередине – Татьяне РомановойНастиной близки красоты русского фольклора, и ей дороги духовные традиции в русском стихосложении:
"Хмель да музыка разнотравья, / Да безмолвие черных скал… / Я бы стала твоею Марьей — / Если бы ты позвал…"
"Закровил предрассветный час, / Невзначай уколовшись елью, / Опрокинул медовый Спас / Жбан духмяных лучей на землю".
"Распахнулось мне сердце Христа: / На земле нет у радуги рифмы".
"Иду, чтоб на тракте Владимирском, / Средь низеньких хат, — / Прозреть все значение Иверской / Иконы у врат".
Экстраполировать раздумчивость, напевность, эмоциональность, красочность и метафоричность народной сказки, песни, былины и даже поговорки в литературное творчество было присуще русским поэтам с самого Золотого века. Но особое звучание придал ей, конечно же, знаменитый "народный поэт" Алексей Кольцов, поэтизировавший, вслед за простыми людьми, с которыми он много общался, благодаря торговым делам своего отца, буйство стихий, явления природы, человеческие чувства — и видевший во всем этом Божественные проявления.
Литературоведы называют его поэзию "крестьянской" или "глубоко народной"; мне кажется, второе определение ближе к истине. У Кольцова, как мы знаем, было много последователей –литераторов из разных слоев общества. Стихийная поэтичность народного вИдения мира и народной речи зачаровывала и дворян, чему свидетельство –поэтика Николая Некрасова, Алексея Плещеева, Афанасия Фета. Недаром о следующем поэте-самородке, Иване Сурикове, говорили как о представителе некрасовской школы... Характерно, что фольклорная линия в русской классической поэзии тянется, не пресекаясь, до наших дней –через школу "крестьянских поэтов" Николая Клюева, Алексея Ганина, Петра Орешина, через всем известный орден имажинистов, через эпические эксперименты Велимира Хлебникова, через обманчивый примитивизм Николая Рубцова и вышедших из-под его крыла "почвенников" 70-80-х годов ХХ века Николая Тряпкина, Алексея Прасолова, Сергея Викулова. Даже те авторы, кому фольклор, казалось, был классово или мировоззренчески чужд, не могли порой избежать искушения воспроизвести его основные признаки —например, "пролетарский романтик" Владимир Луговской сочинил в 1927 году (не самое подходящее время для такой тематики!) "Девичью Полночную":
"Что же ты, милая, сердце-то забыла, / Сердце забыла ночной порой!? / Бьют села в била, поезжан убили / Погубили поезжан. Вьюга на порог…". Эти стихи сейчас поются как фолькроковая композиция…
О чем все эти факты говорят? Скорее всего, о том, что невозможно оторваться от своих корней и от своего народа. Вероятно, также, о том, что так называемые "коллективное бессознательное" и "ментальность", то есть историческая психология —далеко не измышления ученых. Русскому народу издавна свойственно отождествлять себя с окружающей природой, легко заменяя "стон сердечка" "шумом дубравушки", а природу –с Божественным началом (в чем, возможно, один из истоков русской религиозной философии Всеединства), и видеть во всех этих макрокосмических процессах одни и те же движения души. Чаще всего –собственной, личной (но от этого не становящейся маленькой!). Татьяна Романова-Настина демонстрирует своим творчеством, что и сегодня, в век "высоких технологий", проникающих и в искусство, имеет право на существование принципиально иной подход к себе и к миру.
Фольклор подарил поэтессе богатство зарисовок природы, их многоцветье, их тесное родство с ее собственными эмоциями, мелодичность строф и надрывность как в переживаниях, так и в изложении оных:
"Пруды… Пруды… Бесправие судьбы —/ Не плод червивый! —/ Как горько плачут ливнем голубым / Голубки-ивы…". А еще –удивительный угол зрения и порожденные особым свойством зрения "многоступенчатые" образы: "Крепостных деревьев армячки, / Царственных дворцов архипелаги, / Да туман, сгустившись до тоски, / Воровато прячется в овраге…"
Кстати, литературоведами подмечено, что во всем мире этнической поэзии больше (по количеству) и преданнее (по сути) служат женщины. В истории американской литературы расцвет этнической поэзии (в конце 60-х годов) тесно связан с ростом феминистского движения, борьбой женщин за свои права и равные с мужчинами "ниши" в искусстве… В России этого не произошло. Хотя определенное политическое значение поэзия "почвенников" все же имела – или жаждала себе придать… Но нам интереснее не массовые тенденции, а частный случай – стихи и песни Татьяны Романовой-Настиной.
Наверное, их все же не стоит называть "этнической поэзией" —под такое определение сегодня подставляют… русский рэп, как оптимальный для создания современных "городских мифов" жанр, как лучшее техническое средство для фиксации "потока сознания". От типовых образцов рэпа произведения Татьяны РомановойНастиной отличает подчеркнутая архаичность текстов, их намеренная декоративность и романтичность. Точка соприкосновения одна –возможность аккомпанемента.
Поэтесса является также автором текстов песен, которые сама исполняет под гитару. Принято разграничивать "стихи" и "песни", выводя последние в группу словно бы менее совершенную с точки зрения литературно-художественной составляющей, зато более ритмичную, легче усваивающуюся и запоминающуюся. Для творчества Татьяны Романовой-Настиной такое деление излишне. Единственное, что отличает ее песни от ее же стихов –повторяющаяся строфа, превращенная в припев (и то не во всех песнях!). Но и в такой строфе рисунок слов не принесен в жертву песенности:
"Видишь, танцуют грачи / Под колокольные звоны, / Сердцем сливаясь с тайной иконы – молчи…". "Не кончается та стезя, / по судьбе не кончается…"
"Звезды рассыпались в зыбком тумане, / И просочился в сентябрьские сны / Царственный запах "Джио Армани" / В тонком флаконе московской весны".
Одна из выразительнейших композиций Татьяны Романовой-Настиной "О, не беги так быстро вдоль строфы" по своей стилистике восходит к философской лирике Беллы Ахмадулиной:
"Не спрашивай: зачем нужны стихи? —/ Стихи живут грехов во искупленье".
Это стихотворение "универсально" —его можно воспринимать визуально, петь, проговаривать, декламировать –и ни в каком случае оно не проиграет.
На мой взгляд, было бы ошибкой возводить частое совпадение –что хорошие стихи трудно петь –в ранг закона. Весь массив "народной поэзии", от песен на стихи неизвестных авторов до произведений Кольцова, Некрасова, Есенина поется отменно. Татьяна Романова-Настина проводит прямую аллюзию к творчеству Есенина —в песне "Звенят есенинские строки":

"В этой жизни умирать не ново,
Все же — здравствуй!
В чашечке моей блестит подкова,
Знать, — на счастье!"

Половину этой вокальной композиции составляют цитаты из стихотворений С. Есенина.
"Белым цветом сыплет мне Есенин в песню строки", — признается поэтесса. Возможно, сам Сергей Есенин с его самолюбивой натурой оказался бы на Татьяну в претензии… но для нас, читателей, это, пожалуй, находка. Новая жизнь привычных стихов.
По-моему, духовный мессидж книги "Восход"
состоит в прикосновении к прошлому души своего народа. Это постоянно совершаемое "антеевское" движение дает Татьяне Романовой-Настиной силу и смелость, чтобы двигаться вперед в литературу, изредка оглядываясь назад –за одобрением предшественников.

Елена САФРОНОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.