Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 02 (106), 2014 г.



Илья Рейдерман
"Надеяться на пониманье"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

Илья Рейдерман называет себя "наследником традиций", далеким от авангарда, поэтом-философом. Ровесник Вознесенского и Евтушенко, он выбрал, как сам считает, "совершенно неблагодарную позицию", придерживаясь классической силлабо —тоники. Высоко ценимый в свое время Павлом Антокольским, Анастасией Цветаевой, прозаиком и другом Иосифа Бродского — Андреем Сергеевым, "благословленный" Анной Ахматовой, Рейдерман неслучайно избрал жанр философской лирики. Он профессиональный философ и культуролог, музыкальный и литературный критик, ведущий программы "Мгновения бытия" на телеканале "Глас". Такая значительная интеллектуальная база является хорошей опорой для природного поэтического таланта.
Тринадцатая книга одесского поэта, вышедшая на этот раз в Москве, позволяет убедиться в том, что и в зрелом возрасте талантливый человек остается творцом. Ему есть, что сказать миру, потому что жизнь для поэта — "вечная новость":

Жизнь — вечная новость. Дыши — кто живой,
живи, обнимая живое,
дряхлеющий мир обновляя собой,
рискуя своей головою.
Разумны машины. Безумна звезда —
ведь светит, себя не сжигая!
Сгорит. Но останется свет — навсегда,
как весть, бесконечно благая…

Объединенная несколькими циклами, которые связаны идеей неугасающей жизни в слове, книга названа по наименованию одного из них — "Надеяться на пониманье". Отдавая дань предшественникам (Пушкину, Лермонтову, Тютчеву), используя их строчки как эпиграфы для своих стихов или посвящая им свои произведения, Илья Рейдерман старается осмыслить роль собственного слова в русской поэзии, углубить тему "предельного основания бытия". Но, как и многие настоящие поэты, постоянно сомневается в том, для чего ему дан талант и совместимо ли то, что пишешь и несешь миру, с самой жизнью:

И внезапно приходит строка —
не рассчитывая на века,
а желая просто сказаться.
Ищешь рифму и шепчешь слова.
И кружится от слов голова.
И слова в голове кружатся.
...........................................
...........................................
Опасайся этой игры.
…Не данайские ль это дары —
миг прозрения, радость удачи?
Зря ты складываешь слова.
Вдруг поэзия — вправду права?
Как поверить ей? Жить — иначе?

Философская лирика поэта сильна не метафорами, а тем, что вмещает в себя извечные вопросы бытия: поиски смысла жизни и своего места в нем, отказ от компромиса или согласие с тем, что тебя не устраивает, приятие судьбы как неизбежности или борьба против ее козней, бережное сохранение врученного природой таланта. Без лишней описательности, стихи Рейдермана прельстят читателя острым взглядом на жизненные явления, выразительной эмоциональностью, смысловой и ритмической структурой.
В его строфах столько же вопросительных знаков, сколько неразрешенных вопросов и неполученных ответов на них остается со времен Тютчева. В отличие от трагической, особенно последнего периода, поэзии Тютчева с ее мотивами бездны и хаоса, стихам Рейдермана присущ философский оптимизм.
"Надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться в том, что там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно", — так шутил Искандер. Но в этом есть выработанное с годами мудрое и спокойное отношение к жизни. А риторические вопросы как были, так и останутся:

"Как самому себе не изменить?
Как совершить свой собственный поступок?
Как не позволить душу подменить?.."

"…Поднять ли руки вверх, сказав, что дело дрянь?
И принимать все то, что неизбежно, —
с покорностью, за все благодаря?"

"В суете ли охмуряющей — суть?
Этот день, что так прекрасен с утра,
Неужели хочет нас обмануть?"
"Жизни строй — с нотным станом —
Разменять на гроши?
Ах, с душою — куда нам…
Но куда — без души?"

Традиция философского осмысления действительности, развиваемая русскими поэтами, пыталась на протяжении особенно XIX-XX веков восстановить потерянное религиозное мировоззрение. Илью Рейдермана эти искания также не обошли стороной. Душа в его стихах приобретает вполне конкретный адрес — она продолжается, прежде всего, в жизни слова, но и тут поэт не перестает задавать себе вопросы:

О, гибельность игры-отравы!
Зачем в чащобе слов кружить?
Нужнее эфемерность славы —
Иль жажда после смерти жить?

В стихотворении "Покуда не поставил точку", эпиграфом к которому послужила цитата "О, как ты бьешься на пороге/ почти двойного бытия!" из известного стихотворения Тютчева, наблюдается развитие этой так интересующей поэтов темы:

Нам в мире, потерявшем Бога —
Жить только тем, что можно съесть?
Душа, ты бьешься у порога,
Чтоб просто доказать: ты есть!
Как хочешь ты сказать, сказаться,
взлететь, преодолев тщету,
и краешка небес касаться,
и бросить что-то на лету:
намек, призыв ли, выкрик птичий,
хотя бы перышко с крыла —
(как бы невзрачный знак величья
души, что на земле была…)

Надеясь на понимание, поэт предчувствует, что стихи его найдут читателя и в далеком будущем. Он прав. Ведь настоящие поэты — пророки, а в поэзии Рейдермана сама жизнь с ее вечными загадками бытия, которые будут разгадываться в индивидуальном порядке из поколения в поколение. Никогда не потеряет читательского интереса поэзия живого слова, а потому Илья Рейдерман вправе обратиться и к "дальнему собеседнику":

…Что наши диссонирующие звуки,
вся болтовня, все встречи, все разлуки,
вся суета сует, весь вздор и сор?
Ведь мы ведем сквозь время разговор.
И пусть гармония нам недоступна, —
мы в будущее посылаем весть,
и жизнь хоть на мгновенье — целокупна,
поскольку дальний Собеседник — есть

Думаю, что не только "дальние собеседники", но и современники по достоинству оценят новую книгу поэта и глубину его творчества.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.