Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (105), 2014 г.



Евгений В. ХАРИТОНОВЪ
"МЫ ЗДЕСЬ!"

Русская поэзия начала XXI века в большой "актуальной" массе своей очень филологична и герметична. Николай Калиниченко пребывает вне этой массы. Он, пожалуй, мог бы литературно состояться в 1960-е, когда физика и лирика, вконец отспорившись, образовали прекрасный культурный симбиоз. Николай вот тоже воплощение "практического" и "гуманитарного". Он проектирует мосты, пишет стихи, публикует фантастическую прозу, выступает как литературный критик, добавим сюда и его вдохновляющую активность в сфере организации литературного процесса. Идеальное же сочетание для шестидесятника: фантаст-поэт-инженер! Сам себя он нередко так и рекомендует: "Инженер-литератор".
В поэзии Николай, кстати, тоже как-то "счастливо неактуален", не вписан в контекст "новейших тенденций" поэтического высказывания. Ему вполне комфортно в "консервативной" актуальности классической силлабо-тонической традиции, которую он щедро вымачивает в неоромантизме эпохи информации (что и не случайно, поскольку Н. Калиниченко еще и участник московской "литбанды" поэтов-инфоромантиков). Твердое следование этому канону подтверждает и новая, вторая по счету, стихотворная книжка московского поэта. В версификации он и в самом деле ловок и точен, не позволяя себе рифмованной расхлябанности, рыхлости строф. Но, будем откровенны, ловкая рифмовка не делает стихотворение фактом Поэзии. Рифма — это техника стиха, которой можно обучить практически любого. Умением рифмовать легко можно обмануть неподготовленного читателя. И мы знаем сонмы публикуемых, "белоконных" престидижитаторов стиха, заваливающих журналы, сайты и литсалоны килограммами публицистики, прозы, чего-то еще, по недоразумению записанного в рифму. Но ведь Поэзия — это не рифма, не форма аккуратного текстового столбика. Поэзия — другое. То, что по большому счету нельзя убедительно научно доказать. Поэзия — это то, что нельзя пересказать прозой. Это то, что не обязано быть простым, понятным и "душевным". Поэзия — это поэзия. И тут уж неважно — "стихотворение в столбик" перед нами, палиндром или верлибр. Ну, вот как запишешь прозой вот эти строки Николая!: "Забыта прежняя степенность, / И, словно греза наяву, / В зенит стремится современность, / Оставив старую Москву, / Как люди оставляют детство, / А мы не в силах повзрослеть / И делим ветхое наследство / За домом дом, за клетью клеть". Или такое почти бурлюковское: "Когда ты ходишь, беремен небом, / А всем плевать, потому что сыты".
Калиниченко — очень московский, очень городской поэт. Для него, коренного москвича, выросшего на Арбате, Москва — не большая хабальная деревня, порченная многоязычным дикокультурием. Его Москва — это Зона Жизни, где живут люди. Человеку может и должно быть хорошо там, где есть другой человек. Потому что поодиночке мы гибнем. Потому что "Мир, как ребенок, жаждет нашей любви / Жаркой, телесной, с привкусом молока". Простая, но незатертая мысль, струящаяся сквозь все тексты Николая. Поэта, конечно же, пугает стремительное обездушивание города-Жизни: "Эфирное тело — в полет / Астральное — следом за ним / А Нам — обжигающий лед / В коктейлях сапфировых зим. // А нам тротуарная соль, / И город, что вечно спешит, / И злая фантомная боль / На месте ушедшей души". Он пытается противостоять, сопротивляться банальности, неизбежности энтропии человеческой души, упрямо утверждает иные ценности, буквально выкапывая в опустошенном человеке современного города лучшие качества. Как заклинание он бросает в мир отчаянное и гордое: "Я есть! Вы есть! Мы здесь! / Мы здесь. ЗДЕСЬ…".
Вот эта редкая для поэзии нулевых уверенная позиция утверждения Жизни, этическая недвусмысленность и, что ОЧЕНЬ важно, небрезгливое отношение к человеку современному, — дорогого стоят. Ну, и конечно же, немаловажное: перед Вами сборник замечательных стихов. Здесь есть Поэзия.



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.