Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (105), 2014 г.



Евгений Степанов
"Секс в маленьком московском офисе"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2012

В аннотации к этой книге роман Евгения Степанова "Секс в маленьком московском офисе" назван "скандальным". А в подзаголовке к самому тексту — "римейком старого производственного романа". Эти два определения, стоящие почти рядом, интригуют противоречивостью: если роман производственный, почему же он скандальный? Неужели слово "секс" в заглавии книги ведет в такие бездны эротизма, перед которыми померкнут все прославленные "оттенки серого"? Или нынешние "производственные" романы содержат такие политико-экономические откровения, что способны спровоцировать скандал?.. Так или иначе, но оксюморон этих двух пояснений интригует, заставляя углубиться в роман с провокационным названием.
В романе же читатель, уже настроившийся на "жареные факты" либо на "клубничку", не найдет ни того, ни другого. В особенности — секса на компьютерных столах. "В маленьком московском офисе" творится не разнузданная любовная игра — творится любовь тридцатипятилетнего мужчины, разведенного и битого жизнью, к двадцатилетней девушке с экзотическим именем Лю и половиной японской крови. Ситуация начинается почти как у Гейне:

Мне тридцать пять, тебе пятнадцать,
Но, Дженни, ты ль вообразишь,
Кого ты мне напоминаешь,
Какую рану бередишь…

Но Лю далеко не героиня стихотворения Гейне: она и постарше, и уже не так невинна, чтобы не понять, какие чувства к ней испытывает начальник Сидор Иванович, и даже не так благородна и простодушна — ибо львиная доля романа посвящена различным пакостям, которые подстраивает Лю Сидору внутри их конторы. Роман развивается вместе с отношениями героев, "застрявшими" в фазе, когда они не могут быть вместе, но и врозь быть у них не получается. Сидор пытается идти на сближение с Лю, хочет вразумить ее посредством длинных писем, она, если и "исправляется", не более, чем на несколько дней… Сидор разрывается между любовью к ней и необходимостью нормально работать (чего Лю своими интригами ему не дает, рассоривая его с коллегами, добиваясь увольнения неугодных ей персонажей, специально вызывая у него ревность и т. д.). Вся эта психоделика тянется, точно в фильме Бунюэля "Этот смутный объект желания", мучая уже не только влюбленных, но и читателя, который подсознательно жаждет "взрыва" — как помним, именно такую "точку" поставил Бунюэль отношениям своих героев. Но Евгений Степанов не столь "кровожаден", как безумно талантливый испанский режиссер. Его "точка" иронична:
"…Прошел год. Иванов уволился из компании "Головкер и братья", сконцентрировал все силы на собственном рекламном агентстве… Вскоре Иванов купил большую трехкомнатную квартиру возле метро Аэропорт и переехал туда".
И то, что она становится многоточием, тоже дышит иронией:
"Практически сразу после этого (покупки квартиры. — Е. С.) Лю позвонила Иванову и сказала:
— Я уволилась от Головкера. Давай встретимся. Мне кажется, я многое поняла…"
Это роман не о "технологиях" любви, а об ее сложностях и странностях. Интимные сцены в нем настолько невинны, по меркам нашей сегодняшней литературы, что даже не бросаются в глаза на фоне психологических переживаний Иванова.
Позвольте! — может рассерженно спросить дотошный читатель. — Зачем же тогда название, "предупреждающее" о сексе? Зачем на обложке книги красуется скульптура в духе "Вечной весны" Родена? Чтобы потом нам предложили лирическую историю?..
Именно так! На мой взгляд, все, с чем читатель столкнулся в самом начале, еще не открыв книгу, было… рекламным ходом. Недаром же главный герой Сидор Иванович работает в рекламной фирме!.. Да и сам автор Евгений Степанов — не только прозаик, поэт и литературовед, но и специалист в области рекламных и издательских проектов. Он прекрасно знает, что "просто" любовь уже не кажется читателю столь интересной, как эротика. Но хорошая проза о любви всегда эротична — и это впечатление остается после прочтения романа Евгения Степанова, который хочется назвать "книгой о воспитании чувств".
Что касается рассказов, а их в этой книге тринадцать, то они в основном "поддерживают" и развивают вторую линию романа "Секс в маленьком московском офисе" — как раз производственную. Но не в том смысле, какой вкладывали в это слово классики соцреализма. Здесь нет рабочих конфликтов как движущей силы сюжета и досконального описания специфики дела. Но есть жизненные реалии современности и узнаваемые типажи, сюр социального строя, при котором вор и преподаватель вуза равно оказываются "в дураках", на встрече выпускников не оказывается ни одного счастливого человека, а люди уезжают за рубеж в поисках лучшей доли, но делают себе желанный подарок в виде возвращения в Россию… Рассказы Евгения Степанова актуальны, если не злободневны, но и достаточно "насмешливы", чтобы не впадать в бичевание общественных пороков. Такая интонация верно отличает прозу от публицистики или фельетонов, выдвигая на первый план ее художественную составляющую.

Елена САФРОНОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.