Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (105), 2014 г.



 "Наша Смоленка"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2012

Трудно представить дипломата — поэтом. И тем удивительнее, что многие из них вполне оправдывают это высокое звание.
Дипломат, тяготеющий к поэтическому творчеству, не новость в русской литературе. Достаточно вспомнить дипломата  Александра Грибоедова , трагически погибшего в Иране и  вошедшего в историю русской литературы комедией "Горе от ума",   или Фёдора Тютчева, который служа чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, в народной памяти остался, прежде всего, одним из самых замечательных поэтов XIX столетия.
В поэтическую антологию "Наша Смоленка" вошли стихи 57 поэтов, работающих или работавших в системе МИД России. Все они разные по степени таланта, но очень искренни и смелы. Ведь надо обладать настоящей смелостью человеку, который в представлении обывателя связан долгом, железной дисциплиной, и, возможно, государственными секретами, отдать на суд читателя свое поэтическое детище: стихи без откровенности,  раскрытия тайн души просто невозможны.
В антологии множество имен, которые больше известны по газетам,  радио— и телепередачам: Сергей Лавров, Александр Бессмертных, Евгений Примаков, Владимир Казимиров (составитель антологии) и многие другие. Есть и ушедшие ветераны МИДа: Юрий Андропов, Анатолий Ковалев, Игорь Дьяконов…
Как жизнь человека в представлении Тютчева всегда бой, борьба, подвиг "непреклонных сердец" и чувство долга перед Родиной, так и многие стихи антологии проникнуты идеей нерасторжимости с родной землей.
В творчестве Анатолия Пшеничного глубоко развивается эта тема: "Через сутки — Москва, / А пока — все нерусские крыши, / А пока ветерок / Не по-русски поет у виска, / Но, как мамин платок, / Ветер краешек неба колышет: / Через сутки — мой дом, / Через сутки — друзья, /  Через сутки — Москва!".
На равных со всеми, так как в творчестве не может быть соревнования, а качество оценивается только рядовым читателем, представлена лирика Сергея Лаврова. Она патриотична, полна любви к дому, родным местам, размышлениями о выборе пути, о своем месте в мире: "Профессий мы своих не выбирали, / Эпоха выбирала их за нас. / Изломом исторической спирали / Определилась наша ипостась". Удивляет проникновенная вера в Высшее начало в стихах, что не было присуще советским людям, которые воспитывались атеистами. Например, стихотворение "Молитва" датировано 1980-м годом, когда еще не было "моды" на Бога.
У Владимира Масалова — по дипломатическому рангу он Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса — множество изданных поэтических сборников. Являясь членом Союза писателей России, он возглавляет литературно-творческое объединение МИД России "Отдушина". На его творчество более всего оказала влияние классическая русская поэзия, а рождение в Рязанской области уже изначально овеяло стихи есенинским духом: "Перелески, перелески, /  Бесконечность нив, / Сон блаженный деревенский — /  Родины мотив! / Как бальзам душе весною, / Дух ржаной с полей, /  За опушкою лесною /  Танцы журавлей…".
Стихи Геннадия Русакова — синхронного переводчика и члена Союза писателей, автора целого ряда стихотворных сборников, регулярно печатающегося в толстых журналах, известны читателю более других. Полные глубокого психологизма, его стихи метафоричны, красочны, четко выверены ритмом. Работа со словом, безупречная стихотворная огранка выдают в нем лингвиста, талантливого мастера. Поэзия Русакова близка рубцовской "поэтическим сиянием" и прон­зительностью.   Накал страстей  поэт иногда старается сдерживать, укрощать, поэтому и загоняет их в русло филигранной формы стиха:

Вот я — тертый и битый, клекочущий
                                                        горлом дырявым,
с липкой влагой подмышек, с облитым
                                                                    страстями лицом,
в этом воздухе вязком, во времени, трижды
                                                                     неправом —
и чего оно жмется, талдычит и смотрит скопцом?

"Можно обмануть в любви, — писал Чехов, — в политике, в медицине, можно обмануть людей и самого Господа Бога — были и такие случаи, — но в искусстве обмануть нельзя".
Стихотворение об отношении к слову А. Бессмертных — подтверждение мысли классика:

Слово — это как весло,
Неверно взял — его  снесло.
И лодке крах без управленья.
А у поэта ремесло:
Сложить из сплава
Прочных слов
Не тонущее уравненье.

Кому как не дипломатам понимать, вслед за Пушкиным, что поэзия это не просто художественное творчество, но и дело жизни, служение обществу наряду с основной профессией. И это служение — дело чести, совести и правды.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.