Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 12 (104), 2013 г.



Сергей Нырков
"В плену у алфавита"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

"Запоздавший на десятилетия сборник" — так окрестила новую книгу поэта Сергея Ныркова член Союза писателей России Наталья Лайдинен в своем вступительном слове "Одеждой ангела коснулся…" Она имела в виду биографические "особенности" Сергея Ныркова. Когда-то, в 90-х годах, этот автор не просто выпустил три книги стихов (две в Москве, одну, самую первую, в Саранске в 1988 году), не только "подавал надежды" в русской словесности, но и получил рекомендацию на вступление в Союз писателей СССР от авторитетного литературного критика, академика Вадима Кожинова. Казалось бы, этот факт открывает перед молодым автором "торную дорогу" в литературу. Но Сергей Нырков внезапно, неожиданно для своего окружения оставил творчество. О его дальнейших занятиях Наталья Лайдинен отзывается метафорически: "Принял на себя карму поколения "лихих девяностых", сполна разделив его взлет и трагедию…" Буквально это значит бизнес и его перипетии. Но спустя пятнадцать лет Сергей Нырков снова обратился к литературе. К тому, что было недосказано, и к тому, что ему захотелось сказать за долгие годы молчания — разумеется, фигурального. Автор предисловия отмечает, что сборник "В плену у алфавита" составлен самим Нырковым и словно бы отражает его линию жизни со всеми ее поворотами и озарением в конце пути (надеюсь, что слова о конце пути тоже фигура речи!).
Сегодня Сергей Нырков по стилистике, тематике и идейности стиха — самый настоящий "почвенник", на сто пятьдесят процентов. Он и печальник за Россию:

И лист бестолково кружится,
Слетая на мутные воды…
Неужто и вправду жар-птица
На Русь прилетала свободно?" —
И радетель за нее:
"И нас никто не остановит —
Ни слава, пьяная в ногах,
Ни злоба, смешанная с кровью,
Ни смерть, поющая в снегах.

Разумеется, в сборнике стихов Сергея Ныркова, вместившего "следы" стольких прожитых лет, возникают и другие темы и слоги: любовная лирика (порой очень откровенная, если не надрывная) —

…я думаю лишь об одном
как уместилась такая любовь в одной осени —

сатирический взгляд на трансформацию культурных ценностей, казавшихся вечными —

Кругом Офелии и Хлои
Нас отвергают, любят нас.
Но принц шотландский дрыхнет в стойле,
Не дует в дудку свинопас —

и даже общение с Высшими силами —

Нет, не смогу я, как зверь, затаиться…
Силы небесные, дайте огня!

И все-таки лейтмотивом книги "В плену у алфавита" остается связь частной судьбы лирического героя Сергея Ныркова (чаще всего становящегося героем-рассказчиком, героем кающимся, героем страдающим) и огромной судьбы России, от которой ему, этому герою-протагонисту, никуда не деться:

Я же помню, как пахнет на Родине утренний дождь…

Явно это сознательный выбор поэта. Думается, что Сергей Нырков в своем роде — тоже человек, мучимый ностальгией, тоской по утраченной, может быть, Родине, а может быть, и поэзии. И если вернуть ему Русь в прославленном былинном размахе трудно, к сожалению, то вернуться к слову и этим словом воспеть свое главное чувство поэту вполне по силам. Уверена, что теперь уже Сергей Нырков творчества не оставит.

Елена САФРОНОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.