Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 12 (104), 2013 г.



Юрий Беликов
"Я скоро из облака выйду"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

Четвертая книга стихов поэта из Перми Юрия Беликова, снискавшего у коллег и читателей репутацию "голоса чистой, сильной и красивой провинции" (Ольга Ермолаева), "шамана, заклинателя и пророка" (Андрей Вознесенский), "истового почвенника" (Евгений Евтушенко, в предисловии к данной книге), начинается, казалось бы, нетипично, если не невозможно для "почвенника".
Первое стихотворение в книге называется "Монолог непроизносимого", а первое слово этого стихотворения — "Эйяфьятлайокудль!". Напомним, это название исландского вулкана, чье извержение весной 2010 года встревожило весь мир. "Монолог непроизносимого" — стихотворение вообще нетипичное: со "вступительным словом", кратким пояснением, расположенным на месте эпиграфа. Юрий Беликов повторяет убеждение некоторых лингвистов, что название этого вулкана могут правильно произнести лишь 0,005 процентов населения земли. Следовательно, эта уникальность, непроизносимость становится для поэта "вызовом" — он не только посвящает Эйяфьятлайокудлю стихи, пять раз (в каждой строфе!) произнося сложносочиненное имя, но и "переводит" его на русский язык: "эй, явь, яд, лай откуль?" И считает этот набор звуков "сладчайшей колыбельною для мира".
В этом весь Юрий Беликов. В противоречиях, дерзости, неподражаемости взгляда.
Предисловие Евгения Евтушенко к настоящему изданию ("Часовой поэзии из городка Чусовой") удачно совмещает разбор творчества Юрия Беликова — "чувство родного края в отличие от многих почвенников не замыкается у Беликова на одной России, а могуче и естественно сливается с чувством такой же родственной связи… с космосом, общим для всего человечества" — с его "человеческим портретом": "Несмотря на его образ могутного "дикороса" и репутацию бунтаря, я не видел ни одного его грубого поступка, не слышал от него ни одного грязного слова…" По словам Евгения Александровича, Юрий Беликов — потомок Филиппа Беликова, служившего при Анне Иоанновне в ипостасях алхимика и экономиста, сначала узника Шлиссельбурга, а затем ссыльного на Урале, основателя тамошней династии Беликовых. Исторический экскурс нужен Евтушенко для подтверждения "генетического" бунтарства и незаурядности Юрия Беликова. Однако и сам поэт систематически обращается к истории — то русской, то мировой, откуда жутковатое, насыщенное эмоциями до предела стихотворение о Галлиполийском сражении Первой мировой войны (в 1915 году) и пропавшем во время той битвы в загадочном облаке Четвертом Норфолкском полке. А то и к истории литературы — в прошлом литературы он видит больше объектов поклонения и восхищения, чем в настоящем:

Я лучше Достоевского открою
которого закрыл,
чем блогера ответом удостою.
…Гуглу Гоголем не быть,
При том, что Гоголь — Гугл.

Стихотворение "Видение книжной пыли" — своеобразный панегирик "книжной пыли", в изображении Беликова — творящего, вдохновенного начала:

Глядь: копошатся, в пыли изнемогшие той,
ею питаются и на понюх миллионов
пыльный послед оставляют Вольтер и Толстой,
Гёте, Сервантес и Солж, и примкнувший к той группе
                                                                               Лимонов.

Книга "Я скоро из облака выйду" построена на сквозной метафоре облака. В ней восемь самостоятельных книг, так и названных — "Первое облако. В переводе с дельфиньего", "Второе облако. Речь Ивана" — и так далее до восьмого облака, называемого "Участь книги" и состоящего из одного-единственного стихотворения с финалом:

Скряга я пусть, сквалыга,
столпник, чернец в дому,
только нет слаще мига — знать:
у тебя есть Книга,
отданная — Никому.

А седьмая книга состоит из эссе поэта Юрия Влодова о своем тезке, эссе 1992 года, поры, когда Беликов работал в "Юности", с предисловием самого Беликова, как рождался этот текст, да почему не увидел света двадцать лет с лишним. Седьмая книга зовется "Неопознанный Махатма".

Елена Сафронова



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.