Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 10 (102), 2013 г.



Летние киновпечатления
Марина ЛЕВИНА
Документалистика в тренде

При наличии портативных камер снять документальное кино может практически каждый, для этого не нужна команда. Но только профессионалы знают, как непросто найти драматургическое решение фильма. Выйдя за рамки тоскливого науч-попа, документальное кино обрело новые формы — которые суть хорошо забытые старые. Метод привычной камеры, впервые использованный Дзигой Вертовым, позволяет стать незаметным для героя, показать ту подлинность жизни, которая не имеет ничего общего с обычным видеоинтервью. "Говорящие головы" порядком надоели зрителю, и, тем не менее, до сих пор эти способы тиражируются в теледокументалистике.
Как в Европе, Америке, так и в России, есть традиционный путь получения грантов на реализацию проектов. Например, в России — это дотации от Министерства Культуры, а у зарубежных коллег — различные культурные фонды. Правда, автор попадает в довольно узкие тематические рамки, ограниченные сроком производства фильма, все это мешает свободе творчества и выбора. А если главного героя нужно снимать в течение нескольких лет? Тогда лучше работать самостоятельно.
"Мастерская документального кино" Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, единственная в своем роде, учит своих студентов как раз этому — независимости и автономости. Студент школы — автор картины, начиная от написания сценария и заканчивая монтажем. В школе изучают 13 предметов, в том числе и предмет, которого нет ни в одной российской киношколе — ритм-форма. Если ваш фильм не имеет ритма, любой киноязык бесполезен. Еще одна из опасностей — не попасть во время, и находясь в нашей реальности, снимать в формате 20‑летней давности. Начиная с 90‑х годов, жизнь в России стремительно менялась, менялись люди и, вместе с этим, язык документального кино.
И все-таки главным вопросом, еще на уровне идеи, остается выбор главного героя. Кто же он? Герой документального кино почти никогда не совпадет с пафосным пониманием "героя" в жизни. Зачастую самые обычные люди на съемках настолько артистичны и раскованы, что их истории пробирают до мурашек.
Изучение горизонтальной плоскости человеческой жизни, чем всегда пренебрегал советский формат, — одна из главных возможностей документалистики. Рассказать о "маленьком мире" конкретного человека, пародоксальном или грубом, асоциальном — каком угодно, но каждый раз особенно и пронзительно.
Новый ТВ‑канал 24_Doc с одноименной интернет-версией демонстрирует круглосуточный показ наиболее ярких фильмов последнего десятилетия, удостоенных международных призов. Лента "100 лет в фотографиях" режиссера Тамар Таля, снятая в Израиле и Германии, рассказывает о 96‑летней Мириам Вайссенштайн. Вместе с внуком Беном они продолжают дело ее мужа Руди — известного фотографа, на снимках которого — вся история государства Израиль. В июне 2013 года Центр документального кино DOC при поддержке агентства РИА Новости открыл первый в России кинотеатр неигрового кино. Каждый показ — это полный зал и активная дискуссия между авторами фильма, приглашенными гостями и зрителями.
Британский актер и режиссер Джереми Гилли в марте 2013 года привез свой фильм "День, когда наступил мир", удивительную историю борьбы одного человека за один единственный в мире день без войны. Фильм снимался 10 лет, именно столько Джереми боролся за то, чтобы День Мира перестал быть формальной датой на бумаге и превратился в день прекращения военных действий.
22 мая прошел открытый показ фильма Елены Погребижской "Мама, я убью тебя" о детях-сиротах Колычевского интерната, регулярно проходящих "лечение" в целях профилактики в психушке, лечение препаратом, запрещенным во множестве цивилизованных стран.
Но, к сожалению, о продюсировании российского неигрового формата пока говорить рано. Есть популярный интернет-портал сбора средств на свои проекты (boomstarter.ru), когда авторы представляют трейлер и режиссерскую заявку. При использовании соцсетей идет масштабная реклама, — так молодые режиссеры могут снимать кино.
Это не только фестивальное кино. Все больше зрителей обитает в камерных пространствах небольших клубов, летом — на открытых площадках. Например, в летнем "Пионере" в Парке Горького в конце мая шел показ документального фильма "Чувственная математика" Екатерины Еременко. Кинофабрика с Музеем Кино, клуб "Документальная среда", "Платформа", центры современного искусства "Гараж" и "Винзавод", залы в библиотеках и культурных центрах — на всех этих площадках есть неигровой формат, что говорит о большой востребованности жанра.
Франко-немецкий канал ARTE является крупнейшим заказчиком документального кино в Европе. Хотите снять кино для ARTE? Тогда вам нужно найти хорошего европейского продюсера, который представит ваш проект. После заключения договора вы сможете снимать кино практически в любой точке мира.
"Работа в документальном кино для меня — возможность встретиться с разными людьми, увидеть новые места и потом рассказать об этом зрителю. Я — наблюдатель, и люблю пить кофе, когда мой оператор снимает общий план", — Александр Долгорукий, режиссер документального кино, Париж, Франция.
"Я против профессионализации искусства. Я бы предпочла быть дилетантом. Если ты знаешь, как все правильно сделать, становится неинтересно", — Марина Разбежкина, сценарист, режиссер-документалист, Москва.
Мне поступило предложение съездить на фестиваль документального кино Sunny Side of the Doc, который 24–28 июня проходил в приморском городке Ла Рошель, во Франции. Это чисто профессиональная тусовка, где среди экспонентов — ведущие телеканалы и продюсерские компании Франции, Германии и других европейских стран, последние годы обязательно присутствуют Китай, Корея и Япония. Наибольший сегмент занимали ARTE, телеканалы PLANETE+, CANAL+, Francetelevisions, INA, DOCU CHINA и другие. Всего же в этом году были зарегистрированы участники из 61 страны, и, кстати, посещение этого мероприятия стоит 65 евро для авторов, режиссеров, кто входит в действующую базу данных, а для рядовых участников удовольствие обойдется порядка 400 евро.
Строго говоря, это и не фестиваль вовсе — призовые места не присуждаются, здесь покупают и продают документальное кино. Все это на солнечном атлантическом побережье с французской кухней, вином и музыкой, которая будто бы звучит за кадром.
Все выглядит несколько непривычно для российского зрителя, в представлении которого документалистика — это что-то малобюджетное, не особо популярное, артхаусное и занимающее положение младшего брата, некоего Ивана-дурака, нашедшего Царевну-лягушку, в то время как старшие братья-блокбастеры занимаются настоящим делом.
Тем не менее, документалистика в тренде, интерес к этому жанру возрастает год от года. И стоит сказать, что о России, на самом деле, там мало что известно: Ленин, Сталин, Путин, Булгаков, Солженицын, Ходорковский и Pussy Riot. Так что нам есть о чем рассказать.



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.