Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 10 (102), 2013 г.



Владимир Ерошин
"Осень. Дзен вопросов"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

Танкетка — такой жанр, что много написать о ней не то что сложно, а — неправильно. Ведь она и сама маленькая — из двух строчек. Наполненных, разумеется, великим смыслом.
Появилась сравнительно недавно, в 2000‑е (упоминаю и создателя Алексея Верницкого), и к настоящему моменту обзавелась "отрядом" последователей. Есть и журнальные публикации (от "Ариона" до "Детей Ра"), и антологические (например, в "Жанрах и строфах современной поэзии" Евгения Степанова), и книжные — как у Владимира Ерошина, находящегося в авангарде жанра и выпустившего не так давно второй сборник: "Осень. Дзен вопросов". Книжка-танкетка. Книжка танкеток.
Странная книжка.
Начнешь читать — много не осилишь. Однообразно.
Но если отложить и вернуться позже — вполне. Мысли-то встречаются любопытные, а искусство состоит в том, чтобы уложить их в форму, огранить. Следовательно, в танкетке больше ценится мастерство ремесленника — а в совокупности с остротой ума получаются премилые результаты.
Тут есть и философия:

с галеры
в гондолы

И как будто слышится отдаленный крик: "гон**ны!" — все в созвучиях, и то, что послышалось испорченному мне, другому увидится в личностном, например, росте. То есть раб с галер, так сказать, на заслуженном отдыхе по Венеции на гондоле рассекает — на наши, получается, средства. Так и хочется кое-что созвучное воскликнуть!
Дзен вопросов (а вот вам осенняя русская танкетка: "осень/КДЕЗ вопросов" — актуально!) — идеологическое продолжение дебютной книги автора "Лето. Парк танкеток". Жаль, что автор не добавил во вторую книгу отзывы коллег по перу — в первой они смотрелись уместно, готовя читателей к соприкосновению с жанром. Елена Черникова, например, создала образ автора: "Он выуживает из межбуковья смыслы, как золотые рыбки, и лихо подкручивает им веселые усы". Странно, конечно, подкручивать усы межбуковьем, но интонация понятна — в танкетке важна многослойность, ирония же — свойственна автору. Разве можно после "веселых усов" мрачно читать книгу? Николай Недрин в том же "Лете. Парке танкеток" отмечал: "… в танкетках ЕСТЬ ВСЕ". А маститый критик Кирилл Анкудинов добавлял, что в книге — панорама жанров, и плюсы, и минусы формы, "удачи и ошибки, тупики, лабиринты и горизонты, кризисы и перспективы".
То же самое и в новой книге плодовитого автора. Она даже больше по объему! А цитировать… Можно, но… можно и увлечься — автор в чем-то схож с Вагричем Бахчаняном: феерия юмора и тонкой наблюдательности в отдельных танкетках, но унылая заторможенность и пустота (вспоминаем Анкудинова) в других. Приведем несколько подряд — читатель сам увидит и те, и другие.

клиника
клин клином

шрам неба
молния

тост в третьем
чтении

кролики
ценный грех

Привел несколько и подумал: все мне нравятся. Вот на других страницах есть и бледнее, а тут — веселые усы автора!
В прошлом году, когда я писал рецензию на дебютную книгу Владимира Ерошина ("Зинзивер", № 1/2013), я сказал: "танкетка еще не вполне утвердилась на просторах авангардной поэзии, все это допустимо — жанр формируется, танкетки пишутся, и в разносортном разнообразии удается выхватывать отдельные кристаллики. Наиболее удачные — на грани деструкции с конструкцией, каламбура, иронии". Сейчас слова о том, что "жанр формируется" отдают анахронизмом.

Владимир КОРКУНОВ



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.