Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 10 (102), 2013 г.



Евгений Степанов
"Профетические функции поэзии, или Поэты-пророки"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2011

Очень интересной показалась мне и вызвала много размышлений сравнительно небольшая по объему книга Евгения Степанова "Профетические функции поэзии, или Поэты-пророки", вышедшая в издательстве Вест-Консалтинг в 2011 году и  посвященная значительной и малоизученной еще теме слова как сакрального элемента, имеющего способность воздействовать на будущее. Так велика тайна Слова, которое в мировых религиях, и, прежде  всего, в христианской, имеет божественную сущность, а в Новом Завете — Евангелии от Иоанна прямо говорится: "В начале было Слово, и Слово было БОГ", что часто думается: а возможно ли вообще эту тайну когда-нибудь разгадать? Посвящая свою жизнь служению Слову, получают ли поэты способность предвидеть будущее? Или сам Бог дает знаки тем, кто  берет на себя ответственность за каждую попытку с помощью слова уподобиться самому Творцу?
В этой тайне больше загадок, чем разгадок, но не увидеть определенное влияние Слова на судьбу поэта, который со Словом работает, невозможно. Речь идет не только о предвидениях, касающихся личной судьбы поэта, хотя это немаловажно. Поэты, подобно самым великим монахам-затворникам, часто видели в своем духовном сознании не только время своего ухода из земной жизни, но и то, как это произойдет. Однако через свой внутренний мир, как через своеобразное окошко в канал связи с Божественной энергией, как сказали бы об этом новомодные экстрасенсы,  они могли прозревать судьбы всего человечества: смену экономических формаций, революции, войны, стихийные катаклизмы.  В данном случае, думается, речь не идет о каком-то внезапном наитии, пришедшем свыше. Поэты, в отличие от затворников-монахов, всегда были настроены, как камертоны, на общественную жизнь своего времени.  В знаменитом стихотворении А. С. Пушкина дана главная цель настоящего творца слова: "Глаголом жечь сердца людей". Потребность в слушателе у поэта есть основополагающая мотивировка к творчеству, и стихотворцу совсем не безразлично, что происходит вокруг. А обладая более тонким восприятием действительности, чем обычные люди, талантом выбирать такие слова и такую поэтическую форму, которая наиболее эффективно добирается не только до ума, но и до души другого человека, поэт, выступая в роли пророка, открывает глаза своему читателю на то, что уже существует, но, может быть, еще закрыто для сознания этого самого читателя.
Как пишет Е. Степанов, магистральная цель поэзии — передача (разными версификационными средствами) информации — предполагает наличие читателя как со-автора.  Автор книги подчеркивает, что "поэзии поэтов-пророков свойственна не просто коммуникативная функция, а мета-коммуникативная, т.е. всеобъемлющая, рассчитанная на максимально широкую аудиторию, в том числе из будущих (прошедших?) поколений".  Думается, здесь действует все тот же механизм исключительно высокой ответственности  литератора перед свои читателем и за своего читателя. Осознавая свое влияние на умы и настроения и в чем-то на будущую судьбу своего народа, поэт не может не ощущать  тяжести своей великой миссии. Как говорит русская пословица: "Что написано пером, того не вырубишь топором" или "Слово не воробей — вылетит, не поймаешь". А если говорить об этой великой миссии, достаточно вспомнить А. С. Пушкина, который писал: "И долго буду тем любезен я народу, / Что чувства добрые я лирой пробуждал, / Что в мой жестокий век восславил я свободу / И милость к падшим призывал". "Любезен" этим Александр Сергеевич будет, верится, не только народу, но и самому Богу, потому что осознал главный закон обращения со Словом. И Тютчевское "Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется" идет в какой-то мере вразрез со стихами А. С. Пушкина, если воспринимать их в контексте данной проблематики. Поэт просто обязан предугадывать воздействие своего слова.
В своей книге Евгений Степанов подробно и очень доказательно рассказывает о провидческом даре таких поэтов, как А. Пушкин, В. Хлебников, М. Волошин, М. Цветаева, З. Гиппиус, С. Есенин и Н. Рубцов, В. Цой, А. Ханьжов, Б. Рыжий, Т. Бек, А. Альчук. Мне кажется, очень интересно будет поклонникам этих талантов с новой точки зрения взглянуть на их творчество. И все же книга Е. Степанова лишена истерической увлеченности мистикой. И в этом ее несомненное достоинство. Задачей писателя не было на уровне чтива для домохозяек  раздуть маленькую сенсацию. "Трагические голоса эпохи" названа последняя глава книги. "Голоса трагических эпох" — так можно было бы перефразировать это название. На странице "Коротко об авторах" читаем: "Поэт. Погиб на дуэли", "Поэт. Покончил с собой", "Поэт. Пропала без вести"...  Воистину, не то, чтобы "нет пророков в своем отечестве", а просто — они не нужны. Не хотим, чтобы "глаголом" жгли наши сердца? Поэтому и не бережем своих поэтов? Как писал М. Лермонтов в стихотворении "Валерик": "…В самозабвенье / Не лучше ль кончить жизни путь? / И беспробудным сном заснуть / С мечтой о близком пробужденье?" И как трагически трансформируется образ пророка в его творчестве! Может, потому, что в какой-то момент ощущают духовную глухоту своего окружения, поэты осознают, что их миссия на земле закончена и ждут своего конца?  Книга Е. Степанова не случайно (здесь видна позиция самого автора) символически заканчивается стихами З. Гиппиус: "И мы не погибнем — верьте! / Но что нам наше спасенье: / Россия спасется, — знайте!" Очень верится, что слово этого поэта-пророка обязательно и дословно воздействует на наше будущее!

Ольга ДЕНИСОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.