Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 07 (99), 2013 г.



ДОРОГИ РОССИИ. НА ВАЛААМ

 

«Говорят, что сюда ступал ногой апостол Андрей...»
Василий  Белов. «Дорога на Валлам»

 

«Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму...» — так начинается одно из гениальных произведений Николая Лескова. Да, очарованные дорогами России странники никак не могут обойтись без этого притягательного пункта своих путешествий. И добраться сюда можно, как и встарь, только по воде. Теперь, конечно, чаще всего выбирают комфортабельные плавучие отели из Санкт-Петребурга — трех-четырехпалубные теплоходы, само пребывание на которых уже является приятным и необычным отдыхом от надоевшей суеты. Здесь уютные каюты, ласковый голос диктора по радио, вкусная ресторанная еда, всевозможные культурные развлечения на борту, убаюкивающее качание судна. Никуда не надо спешить, ни о чем не надо беспокоиться, есть смысл и цель для нескольких часов, только плыви себе, плыви... На Валаам в таком случае прибываешь утром, после ночи вот такого настраивающего на размышления и созерцания корабельно-колыбельного сна. Однако ходит от Приозерска и Сортавалы и метеор, и монастырский теплоход, тогда водное путешествие становится и дешевле, и короче: 1-3 часа. Зимой жизнь на острове не замирает. Из Сортавалы можно попасть туда по льду и при желании заночевать в гостинице. Тут все зависит от того, кто и с какой целью на Валаам стремится.
Василий Белов, крупнейший представитель русской «деревенской прозы», 80-летие которого мы должны были бы, по моему мнению, отметить гораздо более достойно в прошлом году, пока писатель был жив (он родился в октябре 1932 года, а умер чуть более месяца спустя после своего последнего юбилея), писал в своей «Дороге на Валаам», как в разговоре с наместником монастыря признался: «Не знаю, отец Панкратий, паломник я или турист. Наверное, и тот и другой сразу...» Полагаю, так могут сказать почти все прибывающие на знаменитый архипелаг. Многие приезжают туристами, а уезжают паломниками. Вот еще один отрывок из путевых заметок В. Белова: «...приезжал на Валаам французский писатель Александр Дюма. … бывали в монастыре такие великие люди, как Менделеев, Тютчев, Чайковский, художник Фёдор Васильев. А зачем приезжали сюда Миклухо-Маклай, философ Соловьев? Художники Куинджи, Шишкин, Коровин? Видать, было зачем...»
Что переворачивает современное наше сознание в русских монастырях? Целительный воздух и вода, красоты природы, колокольные звоны, которые тоже лечат, реанимирующие душу песнопения монастырского хора? Думается, сам уклад жизни этих маленьких государств — пример того, как можно организовать осмысленное, высокодуховное и в то же время правильное с хозяйственной точки зрения существование людей, не борющихся за бытовые блага, место «под солнцем», которое на самом деле чаще всего оказывается темницей духа, людей, которые приезжают жить здесь — с Богом! Василий Белов дает в своем очерке портрет умершего митрополита Иоанна: «Ничего потрясающего в нем не было. Деревенский старичок, по-домашнему добрый и хрупкий, стесняющийся своих телесных недугов. Но как по-богатырски могуча его духовная суть! Какова смелость и глубина постижения родной земли и родного народа, какое бесстрашие в борьбе со всевозможными бесами! Как безукоризненна, как велика вера, как чиста была его жизнь, отнюдь смертью не прерванная, продолжающаяся за гробом, во что ученые люди никогда не поверят»...
Валаамский архипелаг, насчитывающий около 50 островов, — тектонического происхождения. В этом секрет его неотразимой внешней привлекательности (маленькие бухточки, глубокие ущелья, изрезанная береговая линия). В этом секрет и мощнейшей энергетики, существующей здесь, как и во всех местах геологических разломов, с древних времен еще до основания православного монастыря. Ладожское озеро, Озеро Нево, как его называли в старину, имеет весьма непредсказуемый характер. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Вы видите огражденные отовсюду гранитными, самородными стенами заливы, в которых спокойно дремлют чистые, как зеркало, воды, в то время как в озере бушует страшная буря». Мои знакомые как-то отправились на Валаам стандартно на две ночи и один день в конце сезона навигации и застряли на острове (как я им завидую!) на целых пять дней из-за погодных условий на Ладоге. Но климатические условия самого архипелага уникальны. Летом здесь солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке. Никогда не бывает жарко. Средняя температура июля +17°. А зимой не бывает слишком холодно. Средняя температура февраля: −8°. Данные с монастырской метеостанции, например, от 22 июня этого года сообщают, что  температура воздуха 18 градусов, ветер южный два метра в секунду, осадков не предвидится, влажность 60 процентов, а давление 762 мм и медленно падает. Здесь на камнях растут деревья. Многие привезли и насадили монахи. На территории насчитывается более 480 видов растений. Можно выращивать даже арбузы! А чаще всего встречающиеся сосновые леса, где попадаются деревья возрастом около 300 лет, располагаются прямо на отвесных скалах. Из воспоминаний все того же Игнатия Брянчанинова: «Из трещин скалы выросли липы, клены, вязы; по скале вьется плющ, а под скалой разведен фруктовый сад». Здесь более 212 видов птиц, многие занесены в Красную книгу России. А грибы осенью в изобилии растут прямо вдоль туристических дорожек. Так переплелись здесь и мирно уживаются две природные стихии — нерукотворная и созданная руками человека.
Центральная достопримечательность — это, конечно, ансамбль Валаамского Ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря.  Его раньше называли Северным Афоном, и здесь был центр мирового Православия. 1000-пудовый колокол, установленный на колокольне, называется «Андрей Первозванный». Около двухсот насельников подвизаются в самом монастыре и в Всехсвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском, Сергиевском и др. скитах. Воскресенский скит — единственный недействующий; здесь располагается Паломническая служба монастыря, организующая экскурсии по острову. Он-то первый и встречает гостей с теплоходов. А уж до главной монастырской усадьбы, в Монастырскую бухту необходимо добираться на внутреннем катере. За Коневским скитом идет дорога  к монастырской ферме, где вас угостят хлебом и парным молоком.
Основателями монастыря считают греческих монахов преподобных Сергия и Германа, согласно преданию, современников Равноапостольной великой княгини Ольги. В те времена главная цель монашествующих было глубочайшее уединение. И, кажется, лучшего, чем то, что представлял из себя Валаамский архипелаг, и придумать было трудно. По сведениям, которые дает в своей книге Игнатий Брянчанинов, в четырнадцатом веке здесь жил несколько лет преподобный Арсений Коневский, совершивший дальнее странствование на святую Афонскую гору и положивший начало монастырю Коневскому. Во второй половине пятнадцатого столетия преподобный Александр Свирский юношей покинул родительский дом и прибыл сюда. Здесь и произошла его встреча с престарелым отцом, единственным и долгожданным ребенком которого он являлся и которому он сказал, что не вернется в мирскую жизнь, а посоветовал родителям тоже уйти в монастырь, что они и сделали.  К сожалению, история монастыря изобилует трагическими страницами: древние рукописи уничтожены пожарами и шведами. А во время второй мировой войны монахи были вынуждены навсегда покинуть родные стены и уехать в Финляндию и основать там новый монастырь. Только с 1989 года начала возрождаться здесь духовная жизнь, которая процветает здесь сейчас на радость всем.
И еще немного о чуде. Готовясь к написанию очерка, я решила достать все книги и проспекты, привезенные мною из поездки на Валаам. Несказанно удивилась, когда увидела, что самая красивая и познавательная брошюра с великолепной иллюстрацией главной Валаамской иконы на обложке, обильно залита какой-то розоватой маслянистой жидкостью, да так, что ею пропитались и все книги, которые стояли на полке рядом. Книги я, конечно, насухо вытерла, слипшиеся страницы разъединила, как и любой верующий интеллигент, признающий только чудеса, которые можно объяснить с точки зрения научно-технического прогресса. С тех пор больше не достаю их, боюсь впасть в очередное искушение. А жидкость эта имеет, скорей всего, какое-то очень разумное объяснение...

 

Ольга ДЕНИСОВА




 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.