Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 06 (98), 2013 г.



Кирилл Ковальджи
"Моя мозаика, или По следам кентавра"

 

М.: Союз писателей Москвы: Academia, 2013

Поэт Кирилл Ковальджи написал большую книгу про большую жизнь. Это уже вторая книга такого рода, написанная известным поэтом. Первая книга — "Обратный отсчет" (изд. "Книжный сад") — увидела свет десять лет тому назад — в 2003 году. Автобиографическая "мозаика" Кирилла Ковальджи охватывает огромное временное пространство — с "сороковых, роковых" до наших дней. Но ценность данной книги, пожалуй, в ее многополярности, в том, как история страны преломляется через биографию одного яркого человека, поэта. Оказалось, что и Кирилл Ковальджи, и я учились в Литинституте в одном и том же семинаре — у Евгения Долматовского, просто в разные годы. Мне было приятно прочесть теплые слова о нашем общем мэтре. Но книга поэта Кирилла Ковальджи многим читателям будет интересна не только "мемуарной" своей стороной. Поэт "повенчал" в своей книге новеллы и воспоминания, мимолетные мысли и глубокие философские размышления. Причем он не перемешал эти жанры, как винегрет, а, наоборот, расслоил, разбил на четыре неравнозначные и вполне самостоятельные части. В первую часть включены эпизоды и новеллы. Во вторую — литературные портреты и эссе. Третья часть — собственно мозаика, с подзаголовком: "на полях беспорядочного чтения". И, наконец, в последней, четвертой части, поэт исследует "кентаврическую" природу творчества. Чем больше я читаю книгу Ковальджи, тем больше нахожу в ней "розановского", "опавших листьев". То была великая в своей простоте книга недооцененного у нас писателя.
Ребенок, развлекаясь постижением мира, собирает картонную мозаику из узорчатых элементов. Его задача — собрать цельную картинку. Чем же тогда является мозаика взрослого человека? Фрагментами памяти, не сдавшимися забвению? У нас фрагментарность произведения почему-то считается чуть ли не "недоделкой". Между тем значительная часть древнегреческой философии дошла до нас именно во фрагментах, клочках мозаики. Но даже в этих клочках уверенно просвечивает макрокосм. Великая философия может быть спрессована до маленького фрагмента. Например, "нельзя дважды войти в одну и ту же реку". Это хорошо понимает Кирилл Ковальджи. Поэтому повествование в "Моей мозаике" то сжимается, то разжимается. Как пружина. Поэт имеет свое лицо и в "последней, самой маленькой матрешке". Он "разбирает" на более мелкие части не только прошедшую жизнь, но и самого себя — человека, писателя, мыслителя. Но при этом предупреждает читателя: весь я — только в совокупности всех "матрешек", на которые только что себя разобрал…
Книга Кирилла Ковальджи — и "центробежная", и "центростремительная". Поэт прожил огромную успешную жизнь в разных эпохах, и во времена "застоя", и при ломке государства, и людям разных взглядов не в чем упрекнуть его за весь этот долгий период. Люди ему благодарны. И он держит марку! Держит дыхание на длинной дистанции. Продолжает работать, размышлять, удивляться и удивлять других. Кирилл Ковальджи — это, без преувеличения, человек-глыба. Простота и общительность только придают ему шарму. Он обо многом успел подумать. "Податливость при большой воле", — так сам он объясняет своей успех. "Моя мозаика" — блестящая проза крупного поэта. Такие книги впоследствии становятся "настольными". "Храм переживает бога, для которого воздвигнут", — пишет Кирилл Ковальджи. Книги, храмы писательских душ, над которыми не властно время, тоже живут долго.

Александр КАРПЕНКО



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.