Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (97), 2013 г.



Алина Дием
"Европейка"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

Жизнь во Франции и знакомство с европейской поэзией не могли не повлиять на развитие стихотворного творчества поэтессы Алины Дием. Уже в предыдущих своих сборниках "Тетрадь по географии" (2011) и "Ветер" (2012) она экспериментировала с многообразными поэтическими формами. Новая книга стихов "Европейка" расширена экспериментами, отточенными до совершенства и использующими как старые поэтические формы, так и новые.
В цикле "Рококо", к примеру, Алиной Дием удачно представлены такие жанры, как французская баллада; бержеретта — пастушеская песня 15‑го века; виланель — стихотворение в староитальянской поэзии, предназначенное для пения, построенное в простом ритме, с куплетами, рифмами и рефренами; лэ и вирелэ — старофранцузские формы, которые раньше использовались трубадурами; рондель — форма, возникшая в средневековой французской поэзии, и другие.
Традиция эксперимента со стихом возникла в России со времен Карамзина и Пушкина, и продолжалась как поэтами "серебряного века" начала 20‑го столетия, так и последующими поколениями поэтов.
Вспомним хотя бы вирелэ Александра Пушкина, где первые два стиха в шестистрочной строфе взаимно рифмовались, третья же укороченная строка рифмовалась с укороченной строкой следующего трехстишия:

А в ненастные дни
Собирались они
Часто;
Гнули — бог их прости!—
От пятидесяти
На сто.

Известные экспериментаторы в русской поэзии — Бальмонт, Брюсов, Северянин, Вяч. Иванов, М. Кузмин. Так первые рондели в России появились у Игоря Северянина и Софьи Парнок, а в 1922 году Фёдор Сологуб выпустил стихотворный сборник "Свирель", состоящий из 26 бержеретт.
Соблюдая куртуазность, то есть светскость и возвышенность чувств, психологическую вдумчивость и лексику, присущую старинным формам европейской поэзии, Алина Дием продолжает традиции классиков и создает свои строфы. Вот один из ее ронделей в классических традициях, в который она внесла от себя модернизированное грамматическое оформление:

три скрипки, три альта и три виолончели…
июньской музыкой окутан светлый лес,
то вензели, то штрих или туманный арабеск,
прозрачный звук, и цвет, и свет на звездном небе,

и с крыши сонного дворца три ангела взлетели,
оставив томных дам в объятиях повес.
три скрипки, три альта и три виолончели…
июньской музыкой окутан светлый лес,

что речи, и стихи, и слов значения?
есть музыка, и божий сын воскрес,
и лес, как океан, и океана плеск,
и в радости отрадное мучение…

три скрипки, три альта и три виолончели…

("Бранденбургский рондель")

Из современных жанров поэзии наиболее интересными показались танкетки и моностихи поэтессы:

тома
у избранных

танкетка
жанр вздохов

о русский мой, язык пропавшей Атлантиды!

счастье — пятый лепесток сирени

Полина ВАЙС



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.