Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (97), 2013 г.



Людмила Коль
"На углу острова"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

У острова не должно быть углов, он всегда представляется круглым. Остров квадратный или треугольный с углами — что-то не совсем естественное, что-то неудобное. Человек, находящийся на углу, по определению пребывает на отшибе. Возможно, на краю жизненного уюта, которым обладают те, кто расположился в середине. Но именно с этого места окружающий мир можно рассматривать в двух перспективах: с одной стороны суша, с другой море или река — то, чего невозможно увидеть из другой точки. Это пограничное состояние характерно для эмигрантов, не прервавших отношений с Россией, пытающихся сохранить и развить культуру Родины, прививая ее на той почве, где пришлось поселиться.
Такова Людмила Коль — основатель и главный редактор журнала "LiteraruS — Литературное слово" в Финляндии и автор новой книги, вышедшей в российском издательстве "Вест-Консалтинг".
В книгу вошли очерки о Неаполе, Малаге, Адриатике, рассказы и повесть "Такая простая человеческая жизнь".
Герои творчества Людмилы Коль — наши современники. Это не только русские переселенцы, устроившие свою жизнь, допустим, в Париже и, в контексте этой новой жизни, проводящие параллели между собой и первой творческой волной русских эмигрантов ("Сюжет с Кандинским"), или непомнящие свои корни подростки, считающие родным язык приютившей их страны и плохо уже говорящие по-русски, ассимилирующиеся и забывающие менталитет и культуру своих предков ("Девочка из страны "n +1"), но и люди, живущие в России, каждый со своей судьбой.
Особенно нагляден рассказ "Машина, идущая в город", по композиции больше напоминающий пьесу. Герои рассказывают о себе в дороге — прием, который знаком нам по Чехову. Жизни нескольких женщин, водителя, иностранца и студента образуют в целом некую матрешку типичных судеб в России постперестроечного периода: неполные семьи, неустроенность, работа не по специальности в поисках материального благополучия, умирающая жизнь деревень с пьянством и безысходностью для молодежи. На этом фоне стремление наладить свой бизнес или удачно выйти замуж, что не всегда получается.
Ключевой, с моей точки зрения, является в этой книге повесть "Такая простая человеческая жизнь", — на ней хочется остановиться подробнее.
Это повесть о девочке, которая подобно виннипегскому волку из рассказа Сетон-Томпсона была загнана жизнью и людьми в капкан и не смогла из него уже выбраться. Что бы смогло ей помочь? Доброе отношение и сочувствие к людям, справедливость, любовь — те программные понятия морали, которые не привили ей с детства. Но именно этого и не могло возникнуть и расцвести на почве бездушия, в котором воспитывалась Оля, начиная с родительского дома и матери, всячески занижающей самооценку ребенка. Не впитав материнской любви, девочке нечего было отдать окружающим. А это тупик, который может источать только безразличие, начиная с безразличия к родным: бабушке, умершей в малогаборитной квартире, освободив территорию, исчезнув, как будто вынесли мешающую мебель; к родившемуся братику, которого Оля не называет даже по имени, окрестив его просто "ребенком" (по ее равнодушному недосмотру он становится инвалидом); наконец, к людям в опрокинутом автобусе, по головам которых Оля спасает себя и никому из них потом не помогает выбраться ("— А при чем здесь я?.. Это работа МЧС").
Именно из равнодушия рождается подлость, желание заложить другого, зависть, что в полной мере наблюдаем мы в героине повести Оле. Она кажется моральным чудовищем, но в том-то и ужас, что Оля — типичный представитель теперешней жизни — не лучше и не хуже других, родившихся в неблагополучных семьях и воспитывающихся в условиях жесткой конкуренции, борьбы за место под солнцем. Борьба эта не признает сантиментов, и какими должны быть эти люди по определению, если сразу вспоминается пословица "с волками жить, по-волчьи выть".  Ведь окружающие условия далеко не способствуют развитию таких качеств, как мягкость и доброта, не говоря уже  о каких-то моральных нормах.
Эти условия небольшого российского городка в повести представляются той "зловонной ямой", мимо которой каждый день проезжает героиня в набитом людьми автобусе, или  подъездом, пропитанном запахом кошачьей мочи. Наконец, друзья, предающие и подставляющие. Но у Оли и не может быть других друзей, потому что подобное притягивает к себе подобное.
Мне не кажется эта повесть сгущением красок, поскольку я сама жила в таком же маленьком городе, каталась в таких же набитых автобусах мимо зловонных ям, которые, кстати, до сих пор еще не убраны, если верить вчерашней телепередаче из нашего маленького города.
Возвращаясь к подъезду с запахом мочи, как символу окружающей среды и дополнительному фактору, формирующему агрессивное сознание и нестабильность психики, вспоминаю еще одну недавно просмотренную передачу, но уже по немецкому телевидению. Может быть, это и не имеет прямого отношения к повести Людмилы Коль, а, может, самое непосредственное.
Живущий в многоквартирном доме старик из Франкфурта на Майне постоянно мочился в цветочные горшки подъезда, создавая зловоние на площадке и провоцируя соседей. Они, возмущенные вопиющим фактом, дошли до газет и телевидения. После такого "прославления" на всю страну дедушка публично покаялся и отказался от своих затей. Проблема была, кстати, в одиночестве и привлечении к себе внимания, но это уже другая тема.
Возникает навязший в зубах вопрос: почему у них так, а у нас по-другому? Но ни автор книги, ни автор этой рецензии не обязаны отвечать на  глобальные вопросы. Я знаю одно: это замкнутый круг, в котором сознание формируется семьей, а семья формируется окружающими условиями.
Говоря об авторе книги, хочется добавить, что в 2009 году Малой Академией наук (г. Обнинск) Людмила Коль награждена медалью "За вклад в образование России". В 2012 году в связи с 198-летием со дня открытия Российской Национальной библиотеки ей был вручен Диплом дарителя Российской Национальной библиотеки.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.