Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (97), 2013 г.



Елена Сафронова
"Все жанры, кроме скучного"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

Современный критик-публицист Елена Сафронова — постоянный автор толстых литературных журналов и серьезных газет. Избранные статьи и критические рецензии, вошедшие в книгу и освещающие тенденции в литературе "нулевых", ранее были опубликованы в "Знамени", "Октябре", "Урале", "Детях Ра", "Литературной России" и других изданиях. Они охватывают различные стороны писательского процесса и многочисленные жанры литературного творчества. Это и серьезная военная проза, и движение контркультуры в Сети с "албанским языком", развлекательное чтение и даже эсхатологические романы.
Во вступительном слове к книге Евгений Степанов — главный редактор журнала "Дети Ра" — назвал Елену Сафронову настоящим экспертом литературно-художественного процесса, каких мало. Отмечая, что стиль критика не полемичен по сути, и что даже несогласие с той или иной авторитетной точкой зрения выражается тактично и изящно, он подчеркивает важную особенность: автор не переходит на личности.
Но полемичность, пожалуй, есть, как у всякого настоящего критика, хотя она больше ориентирована на выявление истины, ценности литературного труда, без стремления побольнее задеть творца, с уважением к нему и выявлением одновременно и лучших сторон даже не очень удачного произведения.
Книгу открывает статья об авторской песне (АП), которая была опубликована в журнале "Октябрь" в 2009 году. Являясь поклонником АП, считая ее не жанром, а отдельным видом искусства, Елена Сафронова приходит к выводу, что авторская песня уходит из социума как пласт культуры, становится ненужной подрастающему молодому поколению, несмотря на многочисленные бардовские слеты и фестивали. Факт исчезающей постепенно культуры АП доказывается еще и тем, что авторская песня стала дробиться на виды, типы и классы. Она перестала выполнять свою прежнюю роль "свободно мыслящего социума", как это было в брежневские времена, поскольку, как пропел Городницкий, иронизируя: "Спасибо, что петь разрешили".
В статье "Примерим новые шинели" знаковые военные романы российской литературы 1940–1980‑х годов ("Живые и мертвые", "Они сражались за Родину", "Дожить до рассвета" и другие хрестоматийные произведения) сопоставляются с последующей военной литературой, которая не разрывала жанровые традиции, но создавала уже свое, используя новые достояния исторической науки. В связи с этим анализируется творчество военных романистов: Александра Тамоникова, роман которого "Рота уходит в небо" был экранизирован российским телевидением; Дениса Гуцко со "Вкусом войны" о грузино-абхазском конфликте 1991 года (Гуцко утверждает, что "какой к черту конфликт! — война это была"); скандально известная повесть Полякова "Сто дней до приказа"; роман Владимира Маканина "Асан", удостаивающийся чаще критики, чем похвал.
Претензии же Елены Сафроновой к роману Маканина не в описании батальных сцен, армейских будней и прочих деталей войны, а в том, что, на ее взгляд, "в мучительном противоречии между собой находятся все появления самого “Асана”, давшего название роману, на всех его страницах".
Не выходит из поля зрения критика и книга на чеченскую тему А. Карасёва "Чеченские рассказы", за которую автор получил Пушкинскую премию в номинации "Открытие года". Импонирует свободный, независимый взгляд критика.
"…Ни терний, ни лавров первооткрывателя мне не примерять, — пишет Сафронова, — и это дает возможность спокойно и свободно излагать собственный взгляд на некое литературное явление".
Проводится ей и подробный разбор сайтов, которые критик Сафронова относит к контркультуре. Это так называемые КК-порталы. К примеру, "Удафф.ком", "Литпром.ру", "Республика Гондурас" и другие. Интересен морфологический разбор "албанского языка" с его "аффтар жжот" и "многа букаф". Этот язык рассматривается в контексте статьи, как "приближение к упрощению герменевтики и гносеологии (понимания и познания) в современности": человеческой речи, моральных принципов, поведения в обществе, человеческих чувств, подмененных смайликами, и т. д. Говоря о морфологии "албанского языка", автор книги не удерживается от замечания: "Видимо, в анализе КК не обойтись без политического фактора, хоть это и скользкая тема… Я не готова ответить, кому было нужно, чтобы от русской нации остались одни Шариковы, а Преображенские погибли в лагерях или растаяли в эмиграции…". При этом подчеркивается, что большинство пользователей КК-сайтов — новое поколение офисных работников.
"Но мы все же говорим не о политике, а о культуре!..", — добавляет Елена Сафронова.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.