Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (95), 2013 г.



Как дорог нам любой музей…

 

Ведущий круглого стола
Евгений Степанов
и Народный художник СССР
Александр Шилов
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей! — сказала мне сестра».
Знакомые с детства строки Сергея Михалкова (которому на днях http://www.vesti.ru/doc.html?id=1053616 исполнилось бы 100 лет), кажется, скоро перестанут быть актуальными. И в том смысле, что само по себе хождение в выходной день по музеям выйдет из детско-подростковой моды; и в том смысле, что, не исключено, исчезнут музеи, где в экспозиции реконструируется эпоха либо жизнь определенного исторического лица.

 

Я вижу дом, где Ленин рос,
И тот похвальный лист,
Что из гимназии принес
Ульянов‑гимназист.
…Подарок земляков своих,
Красноармейцев дар —
Шинель и шлем. Он принял их
Как первый комиссар.
Перо. Его он в руки брал
Подписывать декрет.
Часы. По ним он узнавал,
Когда идти в Совет.

 

О музеях «прежней формации» Михалков патетически воскликнул:

 

Как дорог нам любой предмет,
Хранимый под стеклом!
Предмет, который был согрет
Его руки теплом!

 

А тенденция в российском музейном деле такова, что музеи перестанут хранить под стеклом предметы, хранящие тепло чьих бы то ни было рук и превратятся в интерактивные экспозиции.
Об этой перспективе шла речь на круглом столе «Судьбы музеев: что зависит от общества?», который состоялся 12 марта 2013 года в Москве в Центральной библиотеке № 102 им. М. Ю. Лермонтова. По итогам «круглого стола» должна выйти в эфир одноименная телевизионная передача, а также новостные сюжеты на различных теле- и радиоканалах.
Инициатором круглого стола выступил Евгений Степанов, президент Союза писателей XXI века, писатель, литературовед, издатель. А главными его участниками стали, конечно же, руководители музеев: Владимир Гриценко, директор музея-заповедника «Куликово поле»; Михаил Гольденберг, директор Национального музея Республики Карелия; Анна Клюкина, директор Государственного Дарвиновского музея; Лев Готгельф, директор музея А. и М. Цветаевых в г. Александрове (Владимирская область); Андрей Гилодо, заведующий отделом Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. «Круглый стол» замышлялся как полилог между музеями, властью и обществом, и отрадно, что представители власти нашли время и возможность посетить мероприятие: в нем приняли участие Антон Горянов, начальник отдела музейно-выставочной работы Департамента культуры Москвы, Ольга Тимофеева, член комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, а также ряд представителей Общероссийского народного фронта, который проявляет живой интерес к музейным проблемам. Общество же представляли люди самых разных профессий — народный художник СССР Александр Шилов, председатель Клуба православных предпринимателей Марина Коростелёва, гендиректор журнала «Знание — сила», писатель и публицист Игорь Харичев, арт-критик, руководитель отдела культуры радио «Коммерсант — FM» Дмитрий Буткевич, архивист, краевед Владимир Коркунов, архитектор, искусствовед Арсен Мелитонян и многие другие, включая, разумеется, журналистов. В числе приглашенных ради гласа общества была и я — как активный «пользователь» и любитель музеев и человек, постоянно работающий с литературой. Ведь литературные музеи, равно как и персональные музеи великих деятелей литературы — не только культурно-просветительские, но и научные учреждения, кладези порой бесценной информации, важной для постижения литературного процесса.
«Круглый стол» был созван в связи с чередой недавних, не «остывших» еще волнений, потрясших несколько ведущих музеев страны. Кстати, нет никаких оснований полагать, что проблемы, допустим, Музея Маяковского в Лубянском проезде далеки от остальной России, «дислоцированы» в столице и никак не отразятся на, допустим, Рязанском художественном музее. В самом начале «круглого стола» всем участникам и гостям раздали пресс-релиз с кратким обзором «треволнений». За несколько последних лет сменилось немирным и неестественным, скажем так, путем руководство музея-заповедника «Кижи» (входит в состав Национального музея Карелии), Государственного музея В. Маяковского, Государственного литературного музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Им «со стороны» назначили директоров. В нескольких случаях директорами музеев стали люди без музейного образования и опыта работы, зато с практикой «управленцев» (в Кижи, например, назначили… аж бывшего губернатора Республики Каре­лия А. Нелидова). В конце января министром культуры РФ подписан приказ о назначении директором Государственного литературного музея вместо Марины Гомозковой Дмитрия Бака, проректора по научной работе Российского Государственного Гуманитарного университета, филолога и литературного критика. Несмотря на филологический и научный стаж, кандидатура Дмитрия Бака вызывает почти такое же неприятие у музейных работников, как и персона госчиновника у музейщиков Карелии. Поэтому одним из самых дискуссионных моментов стало обсуждение предлагаемых руководителей музеев обществом, в том числе через Интернет. Мнения разделились: музейное сообщество опасается непрофессионализма и «снижения тона» такой полемики, а гражданское общество и журналисты считают, что хуже от «гласного» обсуждения назначений не станет, особенно если в основу требований к персоналиям заложить компетентность, известность и уважение в культурной сфере, опыт инициации успешных культурных проектов.
На примерах музеев Маяковского и Декоративно-прикладного искусства приход нового «босса» повлек предложение коренной реконструкции музейных экспозиций.
Еще в конце прошлого года сайт «News.ru.com В Москве» сообщал: http://www.newsmsk.com/article/10Dec2012/mayak_scandal.html «Вокруг реконструкции музея Маяковского разгорается скандал». В декабре 2012 г. последовал «шквал» публикаций на эту тему, среди которых выделяется глубиной, эмоциональностью и проникновением в суть вопроса http://www.echo.msk.ru/blog/basilashvili/964664‑echo/ блог Ксении Басилашвили на сайте «Эхо Москвы»: она приводит сканы документов, рассказывающих о хронологии конфликта в музее «агитатора, горлана, главаря», а также касающихся компетенции будущего (на тот момент) его начальника Надежды Морозовой. Главным итогом смены власти в музее станет то, что http://www.newsmsk.com/article/09Dec2012/mayak_muzey.html Государственный музей Маяковского в Москве закроется летом 2013 года на капремонт и реконструкцию — вплоть до конца 2014 года. Несмотря на то, что в июле 2013 года — 120 лет со дня рождения Маяковского. Есть мнение, что на это время (без малого два года) будет разработана специальная выставочная программа — на других музейных площадках Москвы. Правда, неизвестно, в каком виде откроется Музей Маяковского — упорные слухи, что его «переформатируют» в музей русского футуризма, лишив «персональной привязки», будоражат не только музейщиков, но и культурную общественность. Почему 20 декабря 2012 года состоялось http://www.apn.ru/news/article27912.htm собрание в знак протеста против закрытия музея Маяковского на Суворовской площади.
Во http://www.vmdpni.ru/index.html Всероссийском Музее декоративно-прикладного и народного искусства — схожая ситуация: «чехарда» директоров и близкая реконструкция, причем не только экспозиции, но и помещения, а это, на минуточку, городская усадьба начала XVIII века, связанная с дворянскими родами Стрешневых и Остерманов. Ныне, http://www.afisha.ru/msk/museum/7368/review/391488/ по отзывам посетителей, это милое «детское царство», где можно не только посмотреть на предметы чужого рукоделия, но и попробовать самому их изготовить: «Детям очень понравились детские игрушки и каменные статуэтки, я бы не уходила из мебельных залов …Приветливые сотрудники, особняк сам по себе исключительно красивый. Лоскутная выставка, правда, закончилась, мы были в последний день, но была очень хороша. Так что — нет у меня нареканий к этому музею — совсем!». О тех изменениях, что планируется провести в музее, рассказывает выставленная на его сайте http://www.vmdpni.ru/strateg.htm Концепция: более 100 страниц крупным шрифтом. В нее с ходу не вникнешь, ибо написана весьма мудрено, однако предложения сводятся к модернизации здания, приближению его к «европейским стандартам» и концептуальном пересмотре экспозиции. Сегодня главное богатство музея — частные собрания различных красивых вещичек — фарфора, игрушек, лубка… В том числе частные коллекции Марии Мироновой и Александра Менакера, Леонида Утёсова и многих других выдающихся личностей — именно что хранящие тепло их рук. Может быть, кто-то скажет, что этого недостаточно для музея… а мне кажется — это самая важная составляющая любой музейной концепции.
Выступавший на круглом столе сотрудник Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Андрей Гилодо подробно говорил, как музей «дошел до жизни такой». Слушая его, я вспоминала слова великого русского философа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%F0%E4%FF%E5%E2,_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E9_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%E8%F7 Николая Бердяева — о том, что дух аристократии (это слово Бердяев употреблял в ментально-нравственном смысле) передается из поколения в поколение с вещами. С бесполезными практически, но дорогими и любимыми предметами, украшающими быт и делающими зримой преемственность эпох. К музею декоративно-прикладного искусства эта истина подходит больше всего… Модернизация здания и экспозиции, вероятно, добавит будущему музею зрелищности и развлекательности, но уничтожит нематериальную категорию связи с духовным прошлым…
К сожалению, круглый стол был ограничен по времени, что не дало собравшимся поднять ряд насущных вопросов. Но о самом наболевшем поговорили. На поверхности лежит, что зарплата музейных работников, традиционно мизерная, тем не менее, в разы различается у музеев федерального и республиканского значения. Меж тем, республиканских музеев в стране в разы больше, чем федеральных: 1960 — и 65. Ничтожно мала не только зарплата персонала, но и обеспечение музеев (цифры директоры не озвучили — засмущались?). Остра кадровая проблема: работники музеев, в большинстве своем, пенсионного возраста. По словам Антона Горянова, «волевая» замена руководителей музеев на более молодых связана с тем, что пожилые и заслуженные директоры не уходят со своих постов и не готовят себе преемников до последнего — в результате чего пятеро директоров московских музеев умерло прямо на рабочих местах… Но начальнику отдела музейно-выставочной работы Департамента культуры Москвы резонно возразили, что директоры музеев не выходят со студенческой скамьи, их надо готовить долгой работой в музее: согласно перечню профессий 2011 года, необходим стаж работы не менее 5 лет. Кадровый дефицит музеев «оправдан» многими объективными обстоятельствами, в том числе и скудостью доходов музейщиков.
Лишь по касательной затронули характерную, увы, для текущего момента тему «соперничества» музеев и РПЦ за владение историческими объектами. Эта история очень актуальна для Рязани: http://ryazankreml.ru/images/upload/Koncepcia.pdf ведь часть помещений Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль» за 90‑е — нулевые выведена из владения музея. Имели место http://www.history-ryazan.ru/node/6028 митинги в защиту музея-заповедника. Журнал «Скепсис» освещал историю http://scepsis.net/library/id_2939.html «Осады Рязанского кремля», как окрестили журналисты конфликт музея и церкви. И смена директоров музея-заповедника в ходе этой борьбы тоже имело место… Найти общий и всех удовлетворяющий выход из этой ситуации пока не удалось, а она типична для многих старинных русских городов, ибо основана на непростой истории ХХ века…
Надеемся, что круглые столы по взаимодействию музеев, власти и общества будут продолжаться, и на них удастся обговорить все насущные вопросы, а также выработать рекомендации по совместному преодолению кризиса.

 

Елена САФРОНОВА,
фото Владимира КОРКУНОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.