Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 02 (94), 2013 г.



Анастасия Чернова
«Самолет пролетел»

 

 

М.: «Вест-Консалтинг», 2012

 

Синее небо, белый самолет…

 

Дебютная книга Анастасии Черновой «Самолет пролетел», вышедшая в 2012 году в издательстве «Вест-Консалтинг», состоит из девяти рассказов и повести.
Этот сборник создает мозаичную разноплановую картину жизни наших современников, кажется, всех поколений: детей, молодых семейных пар, в одиночестве доживающих век старушек, студентов‑гуманитариев, мужчин средних лет.
Постоянный поиск автором разнообразных по характеру и образу жизни героев, его способность увидеть, раскрыть в обыденных ситуациях скрытый внутренний драматизм вызывают невольное уважение.
Некий сдвиг в ракурсе позволяет создавать в произведениях особую атмосферу. Персонажи как бы отражаются, пусть даже на несколько мгновений, в кривом зеркале, озаряются потусторонним светом. Так явившийся среди ночи к хозяйке — пенсионерке Марии Васильевне из рассказа «Когда затухают фонари» — давно погибший кот Мурзик вроде бы и оказывается всего лишь черным телефоном со шнуром, но в ее сознании становится вестником конца света. За столь же мастерской неожиданностью, смещением восприятия мы следуем в заглавном произведении «Самолет пролетел», где дети легко возвращаются от надуманных страхов к радости и восторгу реальной жизни. А в «Иване да Марье» герою, казалось бы, удаетcя преодолеть заложенный сном сценарий развития событий, но в последний момент этот сценарий все же осуществляется.
Удивительно (а для меня это почти чудо) такое точное знание и яркое художественное воплощение автором — молодой девушкой — именно мужской психологии. Особенно это заметно в рассказах «Пустые окна», «Не уходи!», «Иван да Марья».
Не менее важным мне представляется подспудное внимание к деталям ушедшей от нас советской эпохи. Так в рассказе Анастасии «Пустые окна» в описании безуспешных звонков главного героя, мучимого тоской и одиночеством, читаем: «Странно: гудки напоминали копейки, желтоватые, горьковатые». Представителям молодого поколения такие приметы припоминаются с трудом, но когда речь идет о герое средних лет, то одна эта подробность позволяет заменить целые абзацы развернутой биографии.
Наполнен такими деталями и рассказ «Темные волны, белый пароход», в котором живописно подаются не только детали советского быта, но и нравственное, духовное состояние людей той эпохи.
Повесть «Первый снег» в творчестве А. Черновой — первое произведение большой формы. Не удивительно, что повесть знаменует поиск новых художественных средств. Это повесть идей и повесть воспитания, осознания юной девушкой себя, своих чувств, желаний и своей личности. И все на материале сегодняшней действительности.
«Каждый человек имеет право раз в год выйти из водоворота событий, — тут же придумалась красивая фраза и, совсем некстати, другая: интересно, я тоже умру когда-нибудь?» Между этими двумя полюсами территория глубокой авторской заинтересованности. Здесь я увидел перекрестье двух важных тем: выхода в смерть и выхода — через любовь — в воскрешение. Но эти две темы были неожиданным образом переосмыслены:
«Любовь возвышает, наполняет жизнь смыслом? Веселит, словно сладкое вино, делает печальный наш мир лучше и вдохновеннее? Все это неправда.
Любовь не только лишает жизнь всякого смысла, но и уничтожает, словно молния, до корня выжигает человека. Сама смерть существует только благодаря любви. И нет ничего более великого и неповторимого, чем таинственное и страшное их единство».
Как заявила Анастасия Чернова на презентации, ее следующая книга будет существенно отличаться от первой: она будет веселее и занимательнее. Хочется пожелать, чтобы такое незаменимое для произведений каждого читаемого писателя качество, как занимательность действия, по-прежнему сочеталось бы с глубиной анализа и результатами пристальных наблюдений за живой и настоящей жизнью. Ведь именно со страниц лучших книг восприятие истории, нравственные ориентиры входят в сознание будущих поколений.
Во всяком случае, есть все основания полагать, что книга найдет и уже находит своего настоящего читателя, который будет с неослабевающим вниманием следить за творческим развитием только что появившегося самобытного автора.

 

Александр ЕВСЮКОВ



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.