|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 12 (92), 2012 г.
Владимир Ерошин «ЛЕТО. Парк танкеток»
М.: «Вест-Консалтинг», 2012
«В известном смысле недостатки любого произведения сводятся к одному — оно слишком длинно», — сказал Вовенарг. Нельзя этого утверждать о миниатюрной поэтической форме «танкетка», которая была предложена Алексеем Верницким в 2003 году. Танкетка — лаконичное стихотворение из двух строк, насчитывающих в сумме 6 слогов. В ней должно быть не больше 5 слов и отсутствие знаков препинания. Каким же мастерством надо обладать, чтоб написать полноценную танкетку, где читателю предоставляются широкие размышления в междустрочии:
в танкетке все меж строк
Тяга к малым формам появилась в русской поэзии не так давно. С тех пор, как возник интерес к японской поэтической миниатюре, повлиявшей на рождение танкетки. Танкетистов не так уж и много, но в этом жанре, как можно прочитать в Википедии, пробовали себя А. Василевский, М. Хаген, В. Прокошин и другие поэты. В 2008 году вышла первая книжка — «Танкетки: теперь на бумаге. Антология». Алексей Верницкий в статье «Танкетки, или Что идет после убещур» (Библиотека журнала «Футурум арт») писал: «Видели ли вы в документальных фильмах по астрономии, как вырывается из солнца протуберанец? Из сверкающего солнечного лика в черное пустое пространство выбрасывается столб светящейся солнечной материи. Точно так же я, глядя… на танкетки, написанные разными авторами…, думаю о них как о протуберанце поэзии, выброшенном в то пространство». Из подобных протуберанцев поэзии и состоит сборник танкеток Владимира Ерошина — автора, который с 2005 года стал известен в кругах танкетистов и до сих пор остается верен этой стихотворной форме. В танкетках нет, и не может быть ничего лишнего. При помощи нескольких, мастерски выбранных мазков создается емкий поэтический образ, а фантазии читателя предоставляются большие возможности. Что можно представить себе, прочитав:
бокал с пеной у рта
Вероятно, пьяную компанию, в которой возникла ссора, где один пытается в нетрезвом запале доказать другому свою правоту. Мало кому из нас не знаком этот сюжет, а потому вызывает яркие ассоциации. Оказывается, всю картину можно передать всего лишь 4–5 словами, а в голове возникает целая история. От лирической японской поэзии, напоминающей филигранную кружевную графику, стиль танкетки Ерошина отличается концептуальностью, четким рисунком с натуры, обращением от внутреннего во внешний мир, нелепицу которого автор может подметить тонко и шутливо:
кефир под кифару народ скачал права стринги под паранджой
Миниатюра его очень разнообразна, разнопланова. Фундаментом ее создания являются многочисленные поэтические приемы и языковые жанры. Можно встретить танкетки, замешанные на пословицах и поговорках:
как раки зимуем в глазок гляди в оба не любит не козла
Иногда это философские наблюдения или вдруг возникшие афоризмы:
соска первый обман глобус центра Москвы долог час песочный даром лишь танкетки
Нередко это красноречивая шутка, юмор, в котором могут быть задействованы: — жаргонизмы:
хакер завис в любви
— иногда перефразированные поговорки и пословицы:
клумба коту под хвост друга познал в еде
— и даже библейская лексика:
Ева вопрос с ребром
Из поэтических приемов привлекает внимание, прежде всего, оксюморон — сочетание несочетаемого:
атеист от Бога икона и кино в посольство на посол разве он разведчик
Три вступительных статьи известных критиков сопровождают поэтический сборник. Один из них — Кирилл Анкудинов — пишет: «Эта книга замечательна тем, что являет собой панораму жанра, исчерпывающе демонстрирует плюсы и минусы, удачи и ошибки, тупики, лабиринты и горизонты, кризисы и перспективы танкетки».
Полина ВАЙС
|