 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 11 (91), 2012 г.

Александр Орлов «Московский кочевник»
М.: «Вест-Консалтинг», 2012
Для поэта самое важное — проявить собственный голос, самобытный по интонациям и тону, не утратив классической ясности замысла и воплощения. Нужно ли объяснять, как это непросто! Во все времена литераторам приходится преодолевать встречные ветра конъюнктуры. Хуже всего — когда мы подставляем паруса этому ветру и начинаем плыть по удобному курсу. Пожалуй, в наше время стереотипы особенно цепко завладели стихотворцами. Есть два-три расхожих стиля, за каждым из которых стоит литературная партия. Сформировались птичьи наречия «для своих». Километры типовой поэзии, которая интересна только своим. У Александра Орлова я не вижу следов такой «партийности». Он выбрал путь против течения. Конечно, это не гарантирует хороших стихов ни в настоящем, ни в будущем, но это — одно из необходимых условий по-настоящему состоявшейся поэзии.
Я сын громадных, вековых трущоб, Рожденный под «Прощание славянки», И методом ошибок, черных проб Я собираю ветхие останки… (Явь) Всей жизни моей беспощадная спешка Стремлений, ранений, измен и потерь… Я вновь загадаю: орел или решка — Уеду в Хартум, Дюссельдорф или Тверь. (Ностальгия) Распятье ветхое в оконной белой раме Напоминает: будет и ответ. Я написал в церковной телеграмме И отослал в небесный Назарет. (Распятье ветхое…)
Александр Орлов способен назывными предложениями набросать лиро-эпическую панораму. Предельно лаконичные (вот уж где — экономия средств!) предложения, непространные стихотворения — а чувствуется дух эпохи, над которой размышляет Орлов, ощущается подтекст, в котором хочется разбираться:
Я увидел тебя, стал, как хищник проворен. Откровенность порочна, пощады не жди. Я спокоен, циничен, как брат мой Печорин, Как Леонтьев, Васильев, Рубцов, Саади. (Я увидел тебя…) Огонь, нацисты, приступ рвоты, Искрится пепелище книг, Пылают Гейне, Тютчев, Гёте, И к небу рвутся вопли: «Зиг!» (Павший у Аламейна)
Орлов любит перечисления, его цель — чтобы простое упоминание какой-либо фамилии, какого-либо понятия стало веским. Чтобы за ним ощущался смысл. Здесь легко впасть в «шифрование пустоты», и нужно строго редактировать себя, чтобы получился истинный лаконизм в поэзии.
Нобатия где? Где Алоа? Мукурра? Исчезли де факто, исчезли де юре… (Плод страсти) Тороплюсь, затменье обгоняю, И в карминных отблесках зари… (Занджан)
Кстати, в сборнике нет ни одного затянутого стихотворения! И очень немного строк и строф, от которых хотелось бы избавиться: Орлов умело укрощает инерцию стиха. Думаю, эту линию Александр продолжит и в дальнейшем, чтобы больше было прекрасной ясности, чтобы точнее были сгустки смысла. В лучших стихах «Московского кочевника» мы видим концентрированные, отжатые образы, никакой воды. Поэтому перед нами поэзия мужественная. Если даже не знать фамилию автора, если даже в стихах нет глаголов мужского рода, все равно по каждой строфе поймешь, что перед нами не поэтесса. Причем, этот эффект в лучших стихах сборника достигается без крепких выражений, без показной мужественности.
Свобода дикая, вульгарности любимица, Я никогда тебя не предавал… (Свобода дикая…) Напиток пшеничный палящего вкуса Осядет в глубинах ранимой души… (Напиток пшеничный…) Измерил я стопками жизни мгновенья, И странно кому-то, что я еще жив… (Напиток пшеничный…)
Разрабатывая восточную тему, Орлов опять же сохраняет собственный голос, не злоупотребляет пряной экзотикой. В стихах чувствуются крепкие мускулы мысли. Мы видим в сборнике целый юго-восточный цикл, который можно было бы объединить в единое целое, обозначив заголовком. Здесь можно вспомнить о Бунине, о Гумилёве, о Есенине, о Тихонове — у каждого из них было увлечение персидскими или африканскими мотивами. Орлова неслучайно причисляют к гумилёвской линии в русской поэзии (Тихонов, Вс. Рождественский, Симонов…). Но подражать Гумилёву невозможно — непременно попадешь в рабскую зависимость, обесценивающую стихи. Конечно, стоит упомянуть в стихах Чад — хоть страну, хоть озеро — и ассоциации с Гумилёвым возникнут неизбежно. Некоторые строки (например, «Трубит из саванны скучающий слон…») укрепляют это впечатление.
Сияют огни полусонной Нджамены, Предскажет мне счастье ручной пеликан, И где-то на Родине ждут перемены, И черным тюльпаном расцвел в небе «Ан». (Покидая ЧАД) Я в Россию билет не порву, Не держи меня, Аддис-Абеба, Наплевать на мирскую молву, Принесите мне черного хлеба. (На земле Хама) Тебя вспоминаю. В облезлые рамы Вползает России фиалковый дым. И неба черничного звездные ямы Меня оставляют навечно живым. (Ностальгия)
А упоминание Хоросана порождает неминуемое воспоминание о Есенине. Тем более, что и размер орловского стихотворения «Джучид» — вполне есенинский. Но мы уже договорились, что у Орлова собственный голос. Литературные впечатления он переосмысляет на свой лад. И, хотя перед нами — консерватор, традиционалист, а не любитель экспериментов, в его стихах немало «примет времени», начиная с таких нарочитых, как интернетовские реалии. Оказывается, это неплохо приживается в стилистике традиционного стиха. Главное в поэтических записках путешественника — что Орлов демонстрирует умение писать «под маской», с элементами стилизации. Книга, состоящая из одних лирических излияний получилась бы монотонной.
Я увидел вороний хиджаб, Укрощенную поступь, осанку, Я смутился, застыл и ослаб, Захотелось украсть персиянку, (Вороний хиджаб) Меня провожал, обещал я вернуться, В том клялся злой ветер теббад, Не мог я, без слез, уходя оглянуться: Змея призывала назад. (Эфа) Сефевидов город освещает, И в лучах алеет мушмула, Тьма на сердце постепенно тает: За собой меня ты позвала. (Занджан)
Важной удачей стало самое ответственное — заглавное — стихотворение сборника. Это программные стихи, залихватское кредо. Написано с долей иронии, но в главном — все всерьез. Хорошо, что стихи, лихие по духу, и написаны лихо:
Корыстных наложниц распущен гарем, Пощусь, причащаюсь, стал крестным отцом, Конину и сало я с радостью ем, Пью чай из пиалы, люблю с чабрецом, Из белого волка пошит малахай, Люблю многолюдный весенний Арбат. Столица — навеки мой избранный рай, В Москве обитает степной азиат. (Московский кочевник)
Лихо! Да, сборник не состоит из одних взлетов. Можно было бы придраться к некоторым неудачным оборотам, к самоповторениям… Но главное — это рождение индивидуального стиля, и оно состоялось. Значит, перед нами поэт, серьезный собеседник, с которым будем считаться.
Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ
|
 |