Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 10 (90), 2012 г.



Ирина Силецкая
«Помни имена детей своих»


М.: «Вест-Консалтинг», 2012

 

В аннотации к книге Ирины Силецкой «Помни имена детей своих» упоминается о том, что автор прикоснулся к тайне человеческих отношений. Это не просто прикосновение, а попытка проникновения в неизведанную тайну эмоциональной сферы. Силецкая осваивает материал внутренне прочувстванный, даже если темы и сюжеты возникают не из личного опыта.
Рассказы охватывают несколько периодов времени. Одно из них — время Великой Отечественной войны.
Ценность прозы, прежде всего, в ее документальности. Это истории, записанные со слов матери. Мы узнаем о нелегкой судьбе близких родственников И. Селецкой: офицерской семье дедушки и бабушки, их детях, среди которых и мать Ирины — Елена Платоновна.
Судьбы людей в военных рассказах — это судьбы советс-ких ветеранов, прошедших испытания — всех тех, которые постепенно уходят, которых почти не осталось. Это люди прошлого, верящие в идею, искренние в своих чувствах, чистые и бескорыстные.
В ключевом рассказе книги «Помни имена детей своих» начало войны с Германией представлено глазами второклассницы Ленки. Проникновение в маленькую жизнь чего-то огромного и страшного и еще не до конца осознанного, большая беда, случившаяся с народом, передается через призму восприятия ребенка с открытым и распахнутым миру взглядом:
«…Все проснулись рано утром от рева низко летящих самолетов. Все кинулись к окнам, заплакала младшая сестренка Лариса. Было темно и страшно. Отец начал быстро одеваться».
Еще не начавшись, детство девочки обрывается.
Срочная эвакуация семьи на Урал, крики и суета вокзала, обезумевшие люди, думающие в эту критическую минуту только о себе и своем спасении, плачущая мать и поспешное прощание любящих друг друга родителей, — все это ошеломляет быстро повзрослевшего ребенка. Но и прощание с отцом не покажется таким страшным, когда в пути немецкие самолеты начнут бомбить мирный поезд, и матери придется спасаться с детьми в придорожном рву среди окровавленных тел.
С большим уважением относится Силецкая к мужеству людей, защищавших Родину, к материнскому подвигу в тылу. Эти военные рассказы — одни из последних ласточек темы, постепенно предаваемой забвению, но именно на ней воспитывались наивные и честные, не меркантильные в своем взгляде на мир поколения. Это еще одно напоминание нашим детям и внукам о том, что есть такие константы как любовь к семье, друзьям, коллегам, Родине.
«Я бы хотела, чтобы об этом знали и помнили молодые, мои дети и внуки, все, кто будет жить после нас…», — пишет Ирина Силецкая во вступительном слове к книге.
Огромный мир человеческих эмоций на фоне преодоления жизни со всей невозможностью ее перипетий, эпохальных несчастий — таких, как война, лагерь, оккупация, — потрясает читателя. Нельзя не вспомнить Хатынь и Бабий Яр. Нечто подобное по ощущениям пережитого ужаса происходит в рассказе «Чужая среди своих», когда людей загоняют в сарай, голодным женщинам, как собакам, бросают куски хлеба, девушек насилуют и расстреливают, а детей отнимают у матерей и заталкивают в машины.
«Забрать у самки детеныша — может ли быть больший грех на земле? Аня с ужасом смотрела на это, но ничем никому не могла помочь. По ее щекам текли слезы жалости к бедным матерям и их детям, слезы обиды за свою такую нелепую судьбу — попасть в руки фашистов, слезы ненависти к врагам и слезы страха за свою собственную жизнь». Конфликтная ситуация, в которой оказывается героиня рассказа, становится практически безвыходной, когда возникает любовь между ней и изнасиловавшим ее немецким офицером. Аня вынуждена сдать его партизанам и предать любовь, а сама погибает в лагерях за связь с врагом.
Для молодых поколений тема Великой Отечественной войны становится архаизмом, но нельзя забывать о том, что и мы живем в непростые времена — времена террора и информационной войны. Может быть, это и есть третья мировая война, и опасность ее в том, что для многих она проходит на мирном фоне виртуальности и чмоков. Многим людям сейчас ближе другие понятия, погружающие их в индивидуальный, эгоистический мир разобщенности, почти лишенный элементов реальности. Когда же они сталкиваются с жизнью, оторвавшись от социальных сетей, индифферентность по отношению к своим близким, размытые понятия морали и Родины определяют дальнейшие поступки, вплоть до разрушения себя и своей жизни.
Тему некоторых других рассказов можно заключить в слова «борьба полов в условиях любви и охлаждения». Возникающий отсюда вопрос «а нужна ли я тебе» с психологически точным, подробным разбором этапов зарождающегося чувства («Женская логика»), открытие того, что ты у него не одна, и что параллельно он живет в другой семье («Уход»), фантастическая история, рассказанная от лица зародыша в пробирке, наблюдающего сложные любовные отношения и разрыв своих ученых родителей, провоцирующий нежелание появляться на свет («Она»), или же выбор женщины между мужчиной и неродившимся ребенком в пользу мужчины, в результате чего она теряет обоих («Мой ребенок»), — все это убедительно подтверждает реалии современной жизни, ставящей людей перед постоянным выбором.
Рассказы Ирины Силецкой не венчаются прекраснодушными выводами, но, несмотря на драматичность, не оставляют привкуса безысходности.
Проходящий через всю книгу лейтмотив веры в лучшее, стремление к идеалу и классические приемы добротной и очень эмоциональной прозы не могут оставить равнодушным взыскательного читателя.

 

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.