Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 07 (87), 2012 г.



Татьяна Кайсарова
"Волшебство и таинство Валдая"


М.: "Вест-Консалтинг", 2012

Природная лирика, если судить по толстым литературным журналам, сегодня непопулярна. Как исчерпавшая себя? Как "преодолевшая"? С экономической точки зрения это звучит абсурдно. Потому что при отсутствии предложения налицо спрос. Особенно в провинции, где живут простые, но мудрые в этой своей простоте люди — не элитные круги интеллектуалов, а… читатели. Само это слово произносится ныне с придыханием, поскольку, и тому порукой дискуссия в конференц-зале "Знамени", столичная аудитория это порядка 500 человек, мерно кочующих с одной поэтической площадки на другую, да и те — сами, преимущественно, что-то пишут ("Знамя", № 2 / 2012 год).
Сборник стихотворений Татьяны Кайсаровой "Волшебство и таинство Валдая" никогда не будет оценен в этой среде, да это и не нужно автору, поскольку у нее есть куда более благодатная почва для поэтических посевов — читатели; как тонко подменила Елена Зейферт — ценящие красоту в простоте ("Литературные известия", № 10 / 2009 год). Хотя слово "простота" — не совсем точное, оно коварно тем, что может таить в себе и дело, и поделку. Но можно ли обмануть жителя Валдая, того, кому посвящены эти строки:

Глухая бесконечность до рассвета,
Во влажной тьме тревожно и бездомно…
Идти, бежать, стоять в объятьях лета
И темноты, прислушиваясь к стонам
Безжизненного остова сосны?


Мне вовсе не хочется стать в этой статье защитником поэтики Кайсаровой, тем более был бы неверным путь предпочтения. В сущности, для всеобщей гармонии развития на поэтическом поле должны быть представлены все цветы и травы. В противном случае отечественная — во всяком случае, "легитимная" словесность — может скатиться в производство текстов, о чем предупреждает мудрый Кирилл Ковальджи:
"С недавних пор как по команде в мировой поэзии большинство поэтов перестали писать стихи и даже все дальше стали отходить от верлибров, которые держались на скрытом ритме, строгом выборе слов и свойствах того или иного языка. Глобализация? Стало очевидно, что перейдена некая качественная граница: родилась и размножается новая форма сочинительства — тексты. Тексты уверенно завоевывают литературное пространство. Экспансия или агрессия?" ("НГ Ex Libris" от 14 июня 2012 года).
Нет достойных поэтов-пейзажистов — ищите; нет достойных публикаций созидателей любовной лирики — бросьте клич, только не говорите, что их больше нет, что не пишет о любви никто и жанр отмирает сам по себе ("Знамя", № 11 / 2011 год). В потоках гумуса разглядеть подлинное много труднее, чем выбрать из словесной эквилибристики тот поток (созидательный!), который войдет в одну струю с другими. Будет гармоничным, но — на сильно обделенном поле гармонии.
Не берусь давать оценки поэтике Татьяны Кайсаровой, но уверен, что ее голос на поэтической карте страны не просто нужен — необходим (а для прочих напомню истину о несогласии с мнением другого, но готовности отдать жизнь лишь за то, чтобы оно, мнение, прозвучало).

Опрокинься Перуну в ноги
В чаще-скопище вдоль дороги,
У затворища на пороге —

И корзина полна черникой.
Но не вскрикни, беду не кликай,
Оставайся в тенетах мига.
<…>
Пусть черника тебя умоет
Голубою прохладной кровью,
Пусть зовет… Но идти не стоит…


Что-то мистическое, даже языческое есть в этих строках, да, собственно, и в культе природы — в верованиях наших предков, бывших в чем-то мудрее нас, грешных. И вот эти исконные строки, наполненные символами, выведенные простыми словами, подбираются близко-близко, перекрывая роящиеся в голове словоформы, успокаивая, но и предупреждая: пойдешь на зов — не вернешься.
Но из детали, из фрагмента, верования, живого, что окружает и зовет к себе, рождается и что-то большее — глобальное, общечеловеческое, поэт пытается выстроить свой космос:

Вся мудрость леса в этом паучке,
Вся выжимка лесной осенней сути.
Наверное, так же мир в моем зрачке
Изменчив, вечен и ежеминутен.


У меня родилось другое слово, другой эпитет: "сиюминутен". И на этом соединении сиюминутности и вечности и зиждется поэтика Татьяны Кайсаровой. В этом ее удача, в этом же и крест ее. Но на этом пересечении и прорывается голос; голос природы и самой Татьяны Кайсаровой, исконный (если не сказать истинный) и подзабыто-отодвинутый сегодняшними реалиями. Но вместе с тем — как мы уже говорили — нужный.

Василий Манулов



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.