Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 07 (87), 2012 г.



Евгений Степанов
"Секс в маленьком московском офисе". Роман и рассказы


М.: "Вест-Консалтинг", 2012

Новая книга Евгения Степанова "Секс в маленьком московском офисе" состоит из двух неравноправных частей — романа, давшего название книге (ранее он издавался под лаконичным заглавием "Лю"), а также пригоршни рассказов — жизненных, задорных (но и — нетабуированных). Роман — весьма спорный, на грани запретного и литературного; интерес к нему вырастает из биографическо-автобиографической плоскости (непонятно, кто чью биографию пишет: автор — главного героя или протагонист — автора). "Секс…" — в некотором смысле клиповое полотно (о подобном мышлении — и это в некоторой степени применимо и к разбираемому нами роману, если говорить о клипе как рекламном методе — говорил Вячеслав Куприянов в "ЛГ", № 28/2012; только в нашем случае дорога ведет не вниз, что и хотел продемонстрировать Куприянов, а параллельно — самой жизни). Итак, роман — дневник, а сама книга — дитя времени, века-интернета (незаметно пришедшего взамен веку-волкодаву).
Совсем иное впечатление производят рассказы. Они, можно сказать, уравновешивают книгу, добавляя немного классической строгости в подаче материала. Роман — если опираться на литературные признаки (чуть не сказал "призраки") — скорее психологическое полотно, и может стать близок читателю органически, непроизвольно, рефлекторно. Рассказы — в духе времени, это необременительное чтение, приправленное юмором. Они — реалистично-выпуклые, записанные "по личным впечатлениям", и также, хотя подчас весьма неявно, автобиографичны. Описания столь скрупулезны, что создается впечатление реальности происходящего (этим мастерски владел Драйзер, однако он создавал миры, имеющие в прототипах подчас лишь локации). И эта реальность — отчасти грубая, отчасти животная, а еще — лирическая и философская, щедро представлена в россыпи рассказов. Но роман на то и роман, чтобы поговорить о нем детальнее. И нам ничего не остается кроме как приблизиться на полшага к нововышедшей книге и внимательно изучить хитросплетения "Секса в маленьком московском офисе".

Сходу и не поймешь — самотерапия это или литературный прием, дневник перед нами или история нервного срыва — через локальные психологические победы и поражения.
Или — герой находится на стыке реальности и вымысла, приобретая авторские черты, но осмеливаясь поступать и судить о жизни по-своему. Зачин — приметой времени и нравов — прост:
"Их взгляды, как поется в пошлых, однако нестареющих романсах, встретились, они узнали друг друга. И поняли: просто так эта встреча не закончится".
"Нестареющий романс" — не просто красивый образ, пришедшийся к месту, сама Лю, главная героиня, кажется своему визави выходцем из той эпохи: "В ее речи он слышал полузабытые слова. “Мой возлюбленный” (про гражданского мужа), “велеречиво” (о чем-то возвышенном) и т. д. Она походила на девушку из прошлого века".
Что цепляет протагониста, Сидора Иванова, в Лю — непонятно. То ли взыграл мужской инстинкт, то ли Лю, еще студентка, казалась ему, тридцатипятилетнему, притягятельно-чистой, кому он сможет (а это уже и отцовский инстинкт!) передать свои знания и опыт, используя — сберечь? Кто знает. И знал ли сам Сидор — большой вопрос.
Но мужское взыграло. Тактика соблазнения: опыт, помноженный на расчет. Сидор, чувствуя интерес девушки (разница в возрасте как-никак 15 лет), старательно демонстрирует равнодушие, добавляя вистов серьезностью, профессиональным отношением к делу — надевает маску не мужика, но мужчины. И, соответственно, ведет игру по своим правилам, на которую Лю ловится (разрывая прошлые связи) безукоризненно.
"Они стремительно шли навстречу друг другу, п р е д а в а я своих самых близких людей (Лю — Игоря, а Иванов — дочку и бывшую жену, с которыми он, несмотря на развод, поддерживал самые тесные и высокие отношения, а также свою постоянную любовницу Таньку)".
Но счастье вечным бывает лишь в концовках сказок, а потому очень скоро, насытившись друг другом (но не пресытившись!), между героями пробегает электрический разряд конфликта. Лю, его Лю, поддавшаяся и поверившая "в игру", затевает собственную, показывая истинную силу и власть женщины.
Следует калейдоскоп событий, когда юная соблазнительница флиртует с коллегами и друзьями Сидора, демонстративно подстраивает встречи и звонки — чтобы больнее уколоть, вызвать очередной приступ ревности, задеть.
Но — не уходит, а, отойдя на пару шагов, возвращается, вскармливая и продлевая агонию.
Персонажи то мирятся, то ссорятся, но — вот парадокс! — продолжают любить друг друга. Война — это тоже любовь, но к чему?
Ответ находится как бы случайно:
"Любовь — это высшая власть. Лю очень хотела власти".
Ее поведение не было местью или капризом, она умело — как заправский манипулятор — дергала за ниточки, вынуждая взрослого и познавшего жизнь мужчину писать мучительные многостраничные письма (и как школьника — не отдавать!), признаваться, каяться, искать компромисс. Накатывающее безумие перемежается легкими передышками и — новый взрыв. Сидор накручивает себя сам, уже без помощи Лю. Вернее, ей достаточно дать малейший намек, и костер ревности, страстей, да сам черт не разберет чего — вспыхивает с новой силой.
Здесь же приметы времени, биографические штрихи, люди — легко узнаваемые, то тут, то там появляющиеся на страницах дневника-романа: поэт Лисин, друг детства Серёга Арутюнян, поэт Татьяна Бокова — персонифицируют Сидора Иванова как Евгения Степанова, но не напрямую, а путем намека, искажения. Попытка понять — реальный ли это интимный дневник или воображаемый — только добавляет интереса.
Таким образом читатель глубже погружается в подернутый психологическим надломом мир Сидора.
Выход находится сам собой — Иванов начинает записывать мысли, стараясь понять, что произошло в его жизни, кто такая Лю и что она делает с ним. Он переносит ее на бумагу, переливая из души и одновременно освобождаясь.
"Чтобы как-то выжить, он стал записывать все свои мысли и эмоции. Так он лечился. Он выговаривался. И она — Лю — точно тяжелейшая болезнь — выходила из него".
Он жалел ее, любил и ненавидел одновременно. И — восхищался. За его плечами был опыт ("К шестнадцати годам у Иванова был огромный опыт побед и поражений. Иванов знал: после поражения жизнь не заканчивается".) За ее — только представление о нем (опыте).
"Бедняжка Лю еще не знала Иванова. И не знала жизни. И не знала себя. Она забывала, что мир всегда развивался — как в спорте — в рыночных условиях. Она блистала на фоне женщин, которые были старше ее вдвое.
Иванов жалел Лю. И не брал на работу ее сверстниц. Он боялся, что ей будет неприятно. И больно".
В конце концов, мысли и эмоции были записаны. В этой битве Иванов одержал очередные победы, потерпел очередные поражения, но жизнь — и это ключевое — не закончилась. Перевернулась страница. Завершилась глава. Для Лю это произошло позднее.

Взаимоотношения мужчины и женщины — основная тема книги. Ибо женщина появилась после мужчины, из ребра его; а без женщины не могло возникнуть и последующих поколений человеческих. Потому и тема эта вечна; потому, показанная под разными углами, она неизменно, вот уже много веков и даже тысячелетий, привлекает читателя. Книга Евгения Степанова "Секс в маленьком московском офисе" становится еще одной страницей — главой — этого противостояния полов. Вечного и бесконечно притягательного.

Владимир КОРКУНОВ



 
 




Светильник TLC418-1 реализуем Светильник http://www.svelt.info.
      ©Вест Консалтинг 2008 г.