Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 07 (87), 2012 г.



Михаил Хорев
"Эгоцентрист"


М.: "Вест-Консалтинг", 2012

Герои рассказов Михаила Хорева, собранные под одной обложкой в книге "Эгоцентрист", находятся на определенном рубеже — переосмысления, нахождения себя; они брошены в пространство, которое исподволь заставляет их мыслить. Перед нами — типичный советский человек на излете эпохи застоя и позднее — пытающийся утвердиться, найти себя. Однако подчас он совершает не совсем оправданные поступки, казалось бы, не кажущиеся логичными.
Особенно остро это проявляется в рассказе "Билет в Париж", главный герой которого Савва Пудрин в некотором смысле потерянный человек. То ли сам по себе, то ли под воздействием общества и атмосферы, Савва не может реализоваться в полной мере. Его отдел получает премию, явно того не заслуживая; служебное положение Савва использует в личных целях, но… остается на своем месте год от года. В этом производственном болоте протекала часть жизни Саввы, другая часть была связана с влюбчивостью Пудрина. Он, прирожденный организатор (так бездарно просаживающий свой талант в загнивающем отделе!), содержал свою "подпольную группу" — женскую, в количестве пяти человек. И его таланта хватало, чтобы его "фаворитки" в большинстве своем не только не знали друг о друге, но и ощущали себя любимыми и желанными (последнее — уж точно). Но в какой-то момент уютный мирок Саввы Пудрина ломается, рушится. Что случилось, отчего? На это Михаил Хорев ответа не дает. Мы видим лишь результат. Случайно Савва оказался на вокзале и узрел рейс… до Парижа. И тут же нереализованная мечта детства, когда его не взяли вместе с детским хором в Париж (мама работала в секретном институте), вспыхнула ярко и непримиримо.
Деньги, отложенные для "семейного бюджета", легли на окошечко международной кассы. Вожделенный билет был куплен. Казалось бы, мечта скоро осуществится. Но Михаил Хорев посредством этого символа (а сам билет в рассказе не более чем символ) показывает, отчего в жизни Савва, хоть и был начальником, но — не состоялся. Прежде всего, как личность.
Причиной тому — элементарная трусость, когда человек пасует перед сложностями, когда самый гениальный план становится фикцией, когда пути к отходу перерезаны, а сам он, еще вчера уверенный в себе человек, "подбитым щеночком" возвращается домой, к жене. Билет выполнил роль символа и в прямом, и в переносном смысле — Савва показывал его, хвастался, рассказывал о планах в Париже, а вот сесть в поезд духу не хватило… Или — ему это было не нужно. Но тогда перед читателем возникает второй пласт понимания текста. Савве необходимо было дать почувствовать своему окружению, а в первую голову, самому себе, что он — может, что он — способен, что болото жизни не окончательно поглотило его. И в этом смысле рассказ Михаила Хорева поднимает целый пласт проблем нравственных, связанных с нахождением потерянных духовных ориентиров.
Подобное — рациональное, заставляющее задуматься о себе и жизни — зерно присутствует в каждом рассказе Михаила Хорева. Не обходится и без женщин, присутствие которых позволяет точнее раскрыть образ героя (ведь, сталкиваясь с женщиной, мужчина может и голову потерять!). И только в одном рассказе — "Я подумаю…" — женщина играет "доминирующую" роль. В нарративе рассказа — история грустная, может быть даже трагичная, в которой женщина, повинуясь клубку эмоций, воспоминаний и предощущений, отказывает в браке человеку, с которым близка. И — то ли для отвлечения, то ли назло (не самой себе ли?) — выходит за другого.
Душа человека — тонкий инструмент, понять который очень трудно. Михаил Хорев пытается открыть эту тайну, найти что-то сокровенное, неизвестное доселе, поставить своих героев в такие ситуации, которые покажут их истинную сущность. Но сам читателю ключик в руки не вложит. Это уже читательская задача — осмыслить происходящее, понять, отчего герои Михаила Хорева поступают так, а не иначе. Почему в рассказе "Этюды в письмах" протагонист — отдыхающий (судя по всему — по единственному ответному письму Марины — эгоист), начинает без устали отправлять письма своему лирическому адресату — женщине, с которой было прежде пережито немало. Все сходится — отдых и одиночество, странные, подчас карикатурные персонажи, окружающие его, травма, невольно сблизившая и склеившая разбившееся чувство. Но, может, так и нужно было? Может быть, они были готовы вновь найти себя? А, может, ничего и не выйдет. Это решать читателю — Михаил Хореев отступает на полшага, позволяя героям поступать так, как "желают" того именно они. Таков он, этот автор, создающий своих персонажей, скрупулезно выписывающий их, ставящий в определенные условия, наделяющий массой качеств, но не довлеющий, не давящий на читателя, а позволяющий ему саму сделать верный (единственно верный!) вывод.

Евгений МЕЛЕШИН



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.