Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 06 (86), 2012 г.



Князь А. А. Долгорукий — потомок основателя Москвы

13—16 июня в Москве проходил "Съезд потомков российских героев в Отечественной войне 1812 года". Были приглашены 312 делегатов из США, Канады, Сербии, Чехии, Украины, Франции и других стран. Мы публикуем фрагмент беседы Марины Левиной с князем Александром Александровичем Долгоруким, потомком основателя Москвы, французским кинодокументалистом, почетным членом жюри кинофестиваля "Русское Зарубежье". Последние 10 лет он снимает кино о России. Полный текст интервью будет опубликован в альманахе "Словесность 2013".

Князь А. А. Долгорукий и
Марина Левина с гусарами
— Многие удивляются, что люди, подобные Вам, рожденные во Франции, до сих пор не потеряли интерес к России. А Вы еще и снимаете здесь кино. Что движет Вами? Память о родителях или что-то еще?
— Сначала это было, безусловно, связано с моей семьей, моими родителями и трагедией русской революции. Теперь же просто любопытство: что это за страна такая?
— И что это за страна?
— Сейчас расскажу Вам одну историю. Я как-то ехал в Омск на поезде. Было ужасно скучно, кругом пустота, пустота, поля, леса невыразительные, и это продолжалось очень долго, и вдруг… какой-то человек вдалеке. Кругом нет населенных пунктов — ничего вообще. И он идет неведомо откуда — неведомо куда. Вот эта картинка врезалась мне в память.
— Вы снимали документальный фильм о православии. У Вас какое-то особое отношение к этому?
— Нет, просто все мое детство, вся жизнь эмигрантов — это русская Церковь, мы жили раньше полностью в этой атмосфере. Не было бы вообще понятия русской эмиграции, если бы не Церковь, не православие. Для меня это даже не вопрос веры или религиозности — это был вопрос жизни. Поэтому мне хотелось войти заново в этот мир и рассказать историю.
— Когда Вы заинтересовались историей своего знаменитого рода?
— Мои родители умерли в 1998 году. Они ушли, оставив меня с множеством вопросов, на которые надо было найти ответ. И тогда я начал снимать кино о Долгоруких, путешествовать, общаться с историками. Мне не интересно просто приезжать в Россию, родину моих предков, — мне важно понимать, зачем я здесь. Я не люблю бесцельно гулять по улицам, смотреть на фасады — я не турист. Мне интересны кулисы и "черный вход". А это огромная разница.
— В Вашем фильме "Анкета. Фамилия Долгорукий", который был создан при поддержке московской мэрии, Вы путешествуете в Крым, на родину Вашего отца. Расскажите об этом.
— Мой отец, Александр Долгорукий, родился в Кореизе, недалеко от Ялты. Кстати, во Франции есть созвучный департамент Коррез, откуда родом президенты — Жак Ширак и Франсуа Олланд. Так вот, Крым мне очень понравился, за исключением моря. Люди понравились — очень чуткие, внимательные. Директор исторического музея была удивлена моим появлением. Она считала, что род Долгоруких прервался. Мне показывали документы, фотографии из архива, вещи моей семьи и многое другое. Я объездил все от Севастополя до Ялты, был в Киеве, в Киево-Печерской Лавре, где находятся останки князя Юрия Долгорукого. Вообще, поиски Долгоруких — это очень непростая история: один дядя умер в Швейцарии, не оставив наследников, другой уехал в Аргентину и пропал. Больше никого нет.
— Сейчас много говорят о возрождении России, ее особой роли — что это значит для Вас?
— Что это значит? Да простые вещи: работа, профессионализм, семья, дети, свой дом. Мне каждый раз задают вопрос о русских традициях, духовности — Боже мой!
Мне нравится русская литература. Правда, со временем вкусы меняются, и если в юности это был Достоевский, то сейчас — Бунин, Чехов. Они рассказывают потрясающие истории. Но все эти разговоры про особую роль России…
— Как Вам в Москве?
— Этот город меня очень утомляет: в восемь вечера я уже чувствую себя полностью уставшим, хотя, бывает, что я ничего особенного не делал. Сама атмосфера — достаточно напряженная, перманентное состояние решения каких-то проблем — тут у всех проблемы. Поэтому мне очень жалко русский народ. Ведь не видно конца и края этим проблемам, как в государственном, так и в личном масштабе. Я бывал в разных городах России, и почти везде одно и то же. Пожалуй, за исключением Ростова-на-Дону, где я снимал фильм о донских казаках "Саша — страна казаков". Вот они очень веселые — правда, много пьют.
— Вы были членом жюри кинофестиваля "Русское Зарубежье". Вы каждый год принимаете в нем участие?
— Если бы я каждый год был членом жюри, я, наверное, не снял бы и половины своих фильмов. Это совершенно невозможно. Я неоднократно посещал фонд "Русское Зарубежье", и как-то раз мой приезд в Россию совпал с временем проведения фестиваля. Но мне гораздо интереснее работать самому. Я не сразу стал режиссером. Сначала я прошел почти все ступеньки, ведущие к этой профессии, начиная от журналиста и автора радиопередач и заканчивая работой с документами, архивами, поиском тем для съемок документального кино. В какой-то момент мне надоело выполнять все эти роли, и я начал свою игру.

Марина Левина
Фото Николая Третьяка



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.