Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (85), 2012 г.



Алексей Юрьев

"Эскизы объекта А1"



М., "Вест-Консалтинг", 2012

"Обращаясь к Миру внешнему, перебирая его отражения, переживая общение с ним во внутреннем мире души, поэзия стремится выстроить единый МИР. Она полагает, что Мир вокруг нас не только порождает наши чувства, но и доплняется ими, включает их в себя…", — прочитаем мы во вступительном слове поэта к его поэтическому сборнику "Эскизы объекта А1".
Об энергообмене между миром и человеком (в данном контексте — энергообмене поэта с внешним миром), о взаимном воздействии их друг на друга говорили многие писатели и ученые. Поэтически организованная душа наиболее остро ощущает эту связь, позиционируя себя как "микрокосм макрокосма". Находящаяся в вечном поиске, такая душа не может быть ограничена пространством, с зависшей в нем энергией времени ("Время — главный палач для всего, что было и чем живем"). Иногда поэту удается вырваться за ограниченные пределы времени и достичь высот, где оно сжато. С площадки этих пространств предлагается более объемный взгляд на мир: разрозненность преобразуется в связи, а то, что казалось важным, превращается в пыль. Единство с миром становится настолько очевидным, что нити отдельных стихов, не соединенные между собой, стягиваются в клубок, который сплетается в целостную книгу, а собственная воля приобретает весомость и значительность. "Эскизы объекта А1" Алексея Юрьева в этом смысле являются любопытным экскурсом в поэтическое сознание:

Не то снег, не то дождь —
Но есть осознанье ненастного дня,
Есть время и дата,
координаты в пространстве,
И воля — не божья, моя.
Есть ощущенья и страсть —
ворох и гроздь,
Есть новое поле для странствий,
И голос, и тишина,
И воля — не божья, моя.

Сразу вспоминается — "На свете счастья нет, но есть покой и воля", — где Пушкин говорит, вероятно, о воле к действию.
Открытость миру подразумевает чистоту мыслей и осознание своей избранности из потока монад ("Да, в мире быть — великая награда"). Это одна из безусловных составляющих для того, чтобы мир впустил поэта, подарив ему строки, часто спрятанные небом за семью замками. Чистых энергий и их приятия в себя не выдерживает злая душа. Небо открывается только тому, кто этого достоин:

Открыт я любимому Миру:
Движению дней и ночей,
Безмолвного неба сапфиру
И грохоту пенных зыбей.
Свет звезд и осенней полночи
Иль Солнца из облачных круч
Поманит, невольно захочешь
Поймать нам завещанный луч...

Один из разделов своей книги А. Юрьев назвал "Меж ада и неба, или Книга шестнадцатая", с пояснением, что "название… заимствовано из баллады классика английской литературы Данте Габриэля Россетти, где эти слова повторяются в рефрене. Вся жизнь человека, сколь бы разнообразной и противоречивой она ни была, заключена в этом промежутке".
Эманюэль Сведенборг считает, что небеса и ад образуются из человеческого рода. А между небом и адом, по его мнению, находится духовное равновесие, которое в сущности своей есть свобода, потому что оно находится между благом и злом, и между истиной и ложью.
Поэт свободен, прежде всего, в выборе. Он может выбрать день или ночь, темные или светлые краски для своих стихов — зарифмованных отражений его мыслей, восприятия бытия ("Я не люблю согбенную печаль: / Ее ярмо тела и души ранит, / И дней лазоревый хрусталь / До срока в ночи канет"), обратится ли в своих поисках к реминисценциям или исполнит их в манере рондо:

Возле ивы уснуть,
Окружась ее серебром,
Живым как вздох,
И ласку листьев вдохнуть,
Узнать — как шепот ветра

О Солнце воскресшем
Туман слезы ивы поманит —
Горе ее беспредельно.
Возле ивы уснуть,

Рассеяться в сером.
Верх тумана похож на ртуть:
Сияет, льет нежность.
Эту нежность Духом зовут,
Лишь смерть ее затуманит...
Возле... ивы... уснуть.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.