Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (85), 2012 г.



Владимир Дашкевич

"Теория интонации"



М.: "Вест-Консалтинг", 2012

Если в начале было Слово, то оно произносилось с определенной интонацией. Вероятно, это была интонация, полная восторга по поводу Творения. Или, возможно, первоначально интонация включала в себя знак гамлетовского философского вопроса "быть или не быть", или же в ней заключались благозвучные характеристики райской обители. Во всяком случае становится понятным, почему Владимир Дашкевич, известный теоретик музыки и композитор, чьи мелодии на слуху у каждого (стоит только вспомнить "сказочную тему", которая приобрела широкую известность, благодаря телепередаче "В гостях у сказки", музыкальной заставкой которой она стала, или мелодии для фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"), начинает свою научную книгу о МПИ — музыкально-поэтической интонации — с цитаты: "Сначала была интонация".
Интонация в лингвистике — это совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодии речи), громкости, темпа речи и ее отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Все интонационные единицы двусторонни, они являются знаками, выражают тот или иной смысл.
Но что приходит на ум не лингвисту, а обычному человеку при слове "интонация"? Интонацией можно обидеть или обласкать, строго спросить или призвать к ответу. Интонация имеет различные оттенки. Она может быть равнодушной или экспрессивной, вопросительной или недоумевающей, наконец, злой или доброй. Интонация в голосе матери, с которой она обращается к новорожденному, эта ласковая музыка слов навсегда фиксируется в клетках памяти малыша, дает ему первый посыл на позитивный настрой по отношению к миру, проявления доброты в дальнейшей жизни и тонкий подход к людям. Но интонацией можно и убить. Не только тогда, когда в голосе проявляются холодные нотки, но даже и в том случае, если произнести с определенной интонацией: "Казнить нельзя помиловать".
Возвращаясь к книге, попытаемся вникнуть в то, что понятие "интонация" рассматривается автором через приз­му музыки. С чего же на самом деле начинался наш мир, если пропустить его историю — все, что нам в той или иной мере представимо, через "теорию интонации", разработанную Дашкевичем для более детального изучения земной эволюции.
Начиная с анализа интонации в биологическом мире, человеческом обществе и доказывая, что интонация всегда имеет индивидуального автора и подсознательный характер (когда, например, человек кричит от боли), Дашкевич приближается в своих размышлениях к мысли о том, что на основе развития эволюции возникла музыкально-поэтическая интонация, и что она явилась очень "мощным средством интонационного воздействия". Во времена Античности проявились две противоречивые тенденции — ладовая, более свойственная древнегреческой культуре, и тональная — более свойственная Римской культуре. Ладовая — это "центробежная сила интонации". Тональная — центростремительная, "где господствующий тон находится в центре".
Говоря о том, что в каждом крупном интонационном явлении есть свои гении и эпигоны, приводятся примеры того, что иногда гении появляются не в резонансной фазе со временем, и не могут быть по достоинству оценены современниками. Так произошло с И. С. Бахом, слава к которому пришла почти через 100 лет после смерти, когда его музыка вошла в резонансную фазу. Со сменой эпох возникает "проблема интонационного ускорения". Отсюда — смена интонационных циклов.
Дашкевич упоминает мыслителей Античности — Платона, Аристотеля, Пифагора, Аристоксена и других, преобразовавших "звуковую материю, создав совершенную ладовую конструкцию, способную к саморазвитию — семиступенный звукоряд". Автор анализирует мелодию (как понятие), которую Чайковский назвал душой музыки; исследует информативный цикл и циклические музыкальные формы, где выявляет различие интонаций разных периодов: грегорианского хорала Средневековья, рыцарских баллад, танцевальных рондо и канцон Возрождения, сарабанды и жиги эпохи Просвещения, музыки Венской школы с гениальными Гайдном, Моцартом, Бетховеном во времена Романтизма.
В свете теории интонации представлена в книге концепция происхождения человека и его эволюции.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.