Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (85), 2012 г.



Михаил Николаев

"Зеркало памяти"



М.: "Вест-Консалтинг", 2012

Как рождаются стихи?
"Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда", — выдохнула когда-то Анна Ахматова. Интровертная муза Ахматовой заставляла ее добывать поэтические звуки из собственной души, вмещающей в себя все скорби человечества. Сор — это то, что мешает, от чего нужно избавиться, вымести наружу, очистить душу, облегчить ее, чтобы в рамках земного существования можно было жить дальше.
Но муза не всегда погружена в себя. Нередко для вдохновения поэту нужен окружающий мир. Михаилу Николаеву он открывается с самых отшлифованных своих сторон. Или, может быть, он сам непревзойденный мастер огранки, в эстетическом плане последователь Мандельштама и Северянина. У классиков "мороженое из сирени" и хрустальная просыпающаяся ваза, выплескивающая свой хрусталь. У Михаила Николаева — "золотистая мгла" и "готический пламень свечи", "запах белых табаков", "шелест шагов" и "форточный люк в полусонную высь". Метафоры иногда завораживают: старинные подзабытые приемы традиционной русской поэтической школы, где ясный, не затуманенный смысл — основное творческое кредо. Его можно противопоставить метареализму, преподносящему суть так, что ее невозможно понять. Можно заняться расшифровкой этой самой сути, но лучше совсем не вникать в то, что хотел сказать автор, лишний раз бессмысленно напрягая свою голову, потому что метареальность настолько расплывчата, что каждый увидит в ней то, что захочет увидеть, или не увидит совсем ничего:

Двойное дно из слов ты вынимаешь,
И вот он — смысл!
Чтоб он не ускользал,
Так ныне принято, теперь такое время —
Двойное дно, двойной игры двойной закон.
Вершит делами Янусово племя,
Как будто так и было испокон!

Стихи рождаются из окружающего мира: природы с "неясностью предвечерних линий", "кинжальным ветром", который "бьет по площадям"; города — его хочется "…взять за чугунные волосы, / В небо лицом запрокинув"; дома "когда-то любимой":

Я окно еще помню, угасшее в сумерках лет...
Танцевали в закатных лучах херувимы,
Фонари поводили плечами златых эполет.

Каждое стихотворение — как добытая из раковины жемчужина. Ее хочется повертеть в руках, полюбоваться ей. Эти жемчужины оправдывают прожитую жизнь:

...И кто я здесь? Никто. Я конь в пальто,
Хамелеон никчемный в гулком зале.
Но радость, зарево... Опять я не про то,
Опять в подвале я, куда позвали.

Михаил Николаев — автор трех поэтически книг, часто публиковался в периодических изданиях, он член Союза писателей России. Новый поэтический сборник предваряется вступительной статьей Льва Аннинского и письмом к поэту Беллы Ахмадулиной.
Лев Аннинский обращает внимание на смену поэтических интонаций в стихах Николаева: "Секрет поэзии — в сменах интонации,— пишет он,— в меняющейся музыке строк. В бесконечном выпархивании слов из бесконечных тупиков смысла. Конечно, тут очень важно и мастерство стихотворца. Важен профессиональный блеск, иногда, впрочем, ослепляющий".
Б. Ахмадулина замечает в своем письме: "…Вы сразу же оповещаете Вашего читателя, что имеете уважительную причину изъясняться именно стихами, у вас нет иного выхода, иного способа соотноситься со всем, что есть".
Но немаловажно соотношение автора и с собственным лирическим "я", когда поэтическая тетрадь читается почти как дневник, как исповедь, как одна из глав Книги Судеб:

...У Книги Судеб нет черновиков,
А вырывать листы мне не под силу:
Напрасно ты об этом попросила,
Как о расхожей паре пустяков!
Распасться может только лишь сама
Литая насмерть цепь несовпадений:
Года растут со скоростью растений,
Удача — кошка черная впотьмах!
И только память сквозь свои очки
Затертый текст воспроизводит ясно,
И только сны — мои черновики,
С которыми легко и безопасно...

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




выгодно снять: БЦ Меркурий Сити у метро Выставочная с фотками и планировками
      ©Вест Консалтинг 2008 г.