Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 04 (84), 2012 г.



Алексей Юрьев
"Эскизы объекта А1"


М., "Вест-Консалтинг", 2012

Алексей Юрьев, по собственному признанию, в поэтических книгах видит этюды единого мира, создаваемого поэзией. Возможно ли постижение этого мира или его тайны неподвластны человеческому разуму (а лишь поэзии) — вопрос. Сам Алексей Юрьев по этому поводу говорит: "…подлинная жизнь живого разума — симфония в черном и белом, под радугой Мироздания". И добавляет, что она "прекрасна в состоянии незаконченности…"
Получается, что незакончено построение мира и в новой книге Юрьева "Эскизы объекта А1". И если поэтическая книга — этюд, то в эскизах автор поместил сразу три "сольных концерта" (еще одно определение от автора). Под обложкой мы находим несколько кирпичиков поэтической сущности: "День начинается… или Книга одиннадцатая", "Эскизы объекта А1 или Книга пятнадцатая" и "Меж Ада и Неба или Книга шестнадцатая".
Подобный симбиоз оправдан авторским предисловием — в сущности, неважно какая именно книга перед нами, все они — части многомерного и многоуровневого "творческого сознания человека". И вот, обращаясь к миру внешнему, поэзия создает "единый МИР". Собственно, соединяется духовное и материальное, внутреннее и внешнее. Наконец, еще один столп поэтического восприятия Алексея Юрьева: "Она (поэзия. — ред.) полагает, что Мир вокруг нас не только порождает наши чувства, но и дополняется ими…"
На этих основах и зиждется поэтическое пространство Алексея Юрьева. Стихотворение, давшее название разделу "День начинается…", — о ребенке, не желающем уходить из детства: "Ребенок кричал поутру / На сером асфальте тропы, / А в сонную эту пору / Далеко до часа игры".
Вопрос, стоящий перед ним, общечеловеческий, понятный, но и актуальный:

В холодный осенний рассвет
Нас гонят из теплого дома –
Зачем мы явились на свет,
Нам в детстве совсем незнакомый?

Проблема взросления выводится под несколько иным (по отношению к общепринятому) углом. И располагается на пересечении собственно расставания с детством и… расставания с отчим домом (впрочем, категории условны). И проблемы — противоречивые, но — объединенные самой жизнью.
Этот дуализм проявляется в самом конце:

Ах, как не хотелось ему!
Ах! Как не хотелось ему,
Уйти не хотелось из детства.

Помимо пунктуационной игры (а знаки здесь исполняют и смыслообразующую функцию), мы ощущаем — не только страх перед неизвестным, страх — он естественен, но и нежелание превращаться из личинки в бабочку — уходить из мира детства во взрослый мир.
Однако, как мы говорили, категории в поэзии Алексея Юрьева достаточно условны. На месте ребенка вполне может оказаться взрослый человек, и опасения его, и извечный русский вопрос: "За что?" (аналог — "Зачем?") могут появиться (и появляются!) по самому разному поводу.
Вообще, роптать — неотъемлемое свойство человека. Но, если вдуматься, роптание само по себе может быть оправдано априори — ведь лирического героя никто не приглашал "в этот свет", выбор был сделан за него. И этот выбор, и сомнения протагониста, и его желание "не перерождаться" (не уходить из детства) — становятся еще одним "эскизом образов и эмоций, наброском панорамы внешнего и внутреннего мира. Как мы видим, философская система Алексея Юрьева работает — хотя бы относительно его творчества.
В рамках нашей короткой рецензии нельзя не остановиться и на стихотворении, в котором приоткрывается тайна названия "Эскизов объекта А1" — "Возьмем объект простой…"
Первая строка подсказывает: в простоте высшее совершенство. Это применительно и к поэзии. Известно ведь, что Пастернак, начинавший с очень сложных для восприятия стихов, пришел, наконец, к простоте (но не банальности!), впрочем — подобных примеров на поэтическом полотне немало.
У Алексея Юрьева простота "отождествляется" с объектом А. Но простота эта мнимая, формальная. Дело в том, что в этом объекте (корабль, человек, высший разум?) кроется неизмеримая глубина, называемая жизнью: "Последний час мигнул: / Смотри-ка, жизнь прошла?"
"Бессмертна смерть одна", — говорит Алексей Юрьев и тут же приводит нас к букве "Я":

Бессмертна смерть одна,
А жизнь — наградный лавр;
Он вянет и, когда
Утрачен этот дар,
Мы, страсти исчерпав,
Приходим к букве Я.

И если считать, что А1 — не только класс в судовом регистре, но и слово, обозначающее по-английски "превосходно" или "прекрасно", рождается еще одно открытие. Стихи — эскизом объекта 1 класса, а сам объект — поэзия.

Василий МАНУЛОВ



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.