Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (83), 2012 г.



Александр Файн
"Среди людей"


М., "Вест-Консалтинг", 2012

Александр Файн очень точно назвал свою книгу – "Среди людей". В ней отражен богатейший и очень непростой опыт автора, вместивший в себя и "золотую" юность столичного паренька, увлекающегося спортом и девочками, и горькие познания жителя Колымы, открывшего законы сталинского ГУЛАГа, а позже — и жестокие законы российского бизнеса времен нашего "дикого капитализма".
Возьму на себя смелость утверждать, что сборник Александра Файна – на ниве современной отечественной словесности, обильно поросшей сорняками скороспелых псевдолитературных поделок (ныне в "писатели" выбились всевозможные "звезды" гламура и поставщики непритязательного детективного чтива) — выглядит особняком, ибо он  – явление подлинной литературы.
И в этом плане автору – как человеку, осмысливающему и изображающему действительность – можно сказать немало добрых и похвальных слов.
Александр Файн от природы наделен тем даром наблюдательности, который позволяет ему в круговерти и сумятице общественных явлений, человеческих образов и бытовых событий выделить главное, характерное и донести его до читателя через точную фразу и запоминающуюся художественную деталь.
"Если бы не родимое пятно на правой щеке Дода, я бы долго высматривал его в толпе перед кладбищенскими воротами. Опираясь обеими руками на палку, стоял он. Темные очки, во рту трубка, на голове несуразная панамка. Мы обнялись. Палка шумно упала. Я чувствовал худое и вялое тело, вздрагивавшее от всхлипываний…" (рассказ "Часы идут…").
"Вспомнилось, как вечерами появлялся Леонид Семенович Фрумкин (ухажер матери героя. – Э. П.). Роскошный мужчина, директор обувной фабрики, захаживал к ним в полуподвал. От него пахло дорогим одеколоном, он снимал очки в золотой оправе, клал их на стол и рассказывал о новых фильмах и спектаклях. Потом просил Кольку сбегать в знаменитую арбатскую "Диету"… Однажды он послал Кольку в гастроном… Когда Колька вернулся, Леонида Семеновича не было. Рядом с кроватью стоял чемодан. В нем было десять пар модельных женских туфель, пошитых на заказ. Спустя много лет сестра сказала, что Леонид Семенович приходил свататься. Мама так ни разу и не надела подаренные туфли" (повесть "Прости, мое красное солнышко").
Александр Файн – мастер тонкого психологического рисунка. Человеческие характеры и их взаимодействие у него всегда убедительны. Особенно, если это касается взаимоотношений мужчины и женщины. Любовь на страницах его сочинений предстает и как плотское единение истосковавшихся тел, и как эротическая любовь-завоевание, и, наконец, как последнее пристанище измученной жизнью души… Ибо "Бог есть любовь".
Заслугой автора я считаю и то, что в его произведениях запечатлен неповторимый "бег времени", события проистекают на конкретном социально-историческом фоне; более того – этот "фон" во многом формирует и специфику этих событий, и образы персонажей.
Даже совсем неискушенный читатель, имеющий смутное представление о том, как жила наша страна, начиная с послевоенных десятилетий, и как живет в начале века двадцать первого – прочтя книгу Александра Файна, откроет для себя немало правдивых и горьких страниц новейшей отечественной истории.
Быть летописцем своего времени – разве это не достойнейшая миссия писателя?
Отмечу при этом, что Александр Файн — летописец высоконравственный: сколь трагичны не были бы описываемые им события, страницы его произведений излучают эманацию добра и сострадания к "униженным и оскорбленным"; автор (в отличие от некоторых признанных "культовыми" современных сочинителей) никогда не идет на поводу невзыскательного читателя, завлекая его сценами насилия и грубой эротики.
Профессия писателя (если можно назвать это профессией) – явление едва ли не метафизическое: знание – уже хорошо изученных за историю человечества – законов поэзии, прозы и драматургии – еще не делает "знатока" писателем. (Отсюда парадокс: "на писателя" можно учить, но нельзя выучить!)
Истинным писателем делает его то, что я называю составом души, души, которая до сих пор является величайшей загадкой человечества. Лишь она, способная к любви и состраданию, открывает нам дверь в святая святых – творчество.
Не будем сокрушаться, что Александр Файн несколько запоздало пришел в литературу: всякое древо имеет свои сроки цветения и созревания плодов. Важно, что он явился пред нами зрелым и взыскательным художником слова.
Его книга – своеобразный творческий итог этого созревания. Хочется верить – промежуточный.

Эдуард ПРОСЕЦКИЙ



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.