Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (83), 2012 г.



Сергей Мнацаканян
"Ретроман, или Роман-Ретро"


М., "МИК", 2011

Книга воспоминаний Сергея Мнацаканяна "Ретроман, или Роман-Ретро" с уточняющим подзаголовком "Мемуары поэта" (Москва, 2011, издательство "МИК") — это редкий пример вдохновенной памяти и внимания к тем, кого уже нет с нами. "Ретроман", как поясняет сам автор, перекликается со словом "наркоман", в данном случае, это поэт, опьяненный не наркотиками, а ностальгической струной, воспоминаниями о том, что осталось вьяве в его душе и цепкой поэтической памяти.
В книге развертывается панорама литературной жизни, протекающей на фоне Центрального Дома литераторов (и не только!) в основном в 60-90-е годы ХХ века.
Хочется привести анонс к книге, вынесенный на оборот титула. Этот анонс достаточно полно выражает суть представленной издательством "МИК" книги:
"Мемуары известного поэта Сергея Мнацаканяна "РЕТРОМАН, ИЛИ РОМАН-РЕТРО" – это по сути именно современный роман, который посвящен реальным персонажам: и знаменитым и не очень заметным лицам московского литературного и поэтического сообщества 60-90-х годов ХХ века и начального десятилетия века двадцать первого. Переплетения судеб, человеческих отношений, проблемы жизни и творчества создают неповторимый сюжет и воссоздают потрясающую атмосферу советской и российской литературной жизни нескольких десятилетий. В этом смысле перед нами уникальная книга – подобной современный читатель еще не раскрывал.
Один из разделов книги – это подборка фотоматериалов из архива автора, которые публикуются впервые. Завершает книгу цикл стихов Сергея Мнацаканяна, посвященный творчеству, поэтам и искусству поэзии".
Сергей Мнацаканян – поэт и эссеист с давней литературной историей, первая книга его стихов издана в 1969 году, то есть он разменял пятый десяток лет своей творческой деятельности. Он продолжает активно действовать в литературе, несмотря на изменившийся ландшафт литературных битв: пишет и публикует новые стихи, замечательные культурологические эссе и вот – мемуары, продиктованные любовью и печалью.
На расстоянии стольких лет понимаешь, что мемуарист не просто вспоминает: он любит своих героев – тех, с кем связала на пару лет или десятилетия жизнь советского, а потом российского поэта. Он подмечает в прошлом такие малозаметные и значимые черты и черточки, которые трудно заметить даже в быстротекущем настоящем.
В книге Сергея Мнацаканяна не так уж и много цитат – его словесные портреты посвящены не столько стихам, сколько судьбам – душам и обстоятельствам жизни его героев, в основном русским и советским поэтам, зачастую душераздирающим подробностям литературной планиды на протяжении почти полувека.
Более того, он пытается воскрешать забытые судьбы – и тогда возникает образ Неизвестного поэта Игоря Соловьёва и его несколько неизданных поэтических строф, которые остались в памяти мемуариста. Он подробно раскрывает драму своего товарища по поэзии Льва Тарана – врача из Красноярска, который не нашел счастья ни в поэзии, ни в подмосковном городе Дмитрове, куда переехал из Сибири еще в конце 60-х годов прошлого века. Совершенно пронзительно эссе о мимолетном эпизоде, в котором автор позаботился об Арсении Тарковском  – просто принес ему стакан чая в передел-кинской столовой. В ответ по щеке старого классика скатилась безмолвная слеза.
Трагические, яркие, пестрые, временами фарсовые судьбы литераторов проносятся перед нами хмельным и веселым хороводом, который назывался когда-то литературным процессом. Около сотни имен вызывает в своей памяти и представляет нам автор воспоминаний. Понятно, что это не все, что он может вспомнить, и под спудом остаются многие и многие судьбы, иные из них даны "пунктиром", намеком, иногда единственным и ярким штрихом. Здесь надо подчеркнуть, что со всеми своими героями С. Мнацаканян был лично знаком.
Имена и судьбы Владимира Соколова, Павла Антокольского, Сергея Наровчатова, Михаила Луконина, Юрия Трифонова, Николая Тарасова, Олега Дмитриева и его молодого однофамильца Николая Дмитриева, Александра Межирова, Риммы Казаковой, Бориса Слуцкого, Петра Вегина, забытых ныне Владимира Шлёнского или Льва Тарана, лианозовского авангардиста Генриха Сапгира и поистине народного поэта Виктора Бокова сплетаются в своеобразный круг, в рамках которого реально прошла жизнь самого мемуариста.
Говоря о мемуарах поэта, нельзя не отметить, что речь идет не просто о записи фактов и событий из жизни литераторов недавнего времени. Перед нами образец качественной выразительной художественной прозы, которую можно поставить в ряд с такими творениями, как, например, "Алмазный мой венец" Валентина Катаева или мемуары Ильи Эренбурга. Не зря автор вспоминает в своей книге Валентина Катаева, с которым был знаком, и обращается к опыту Ильи Эренбурга, известного ему только по творениям этого писателя. Конечно, воспоминания классиков оказали влияние на автора современных мемуаров.
Убеждает в реальности происходившего в жизни поэта и его окружения своеобразная фотолетопись, представленная в разделе "Камера-обскура". Здесь всего десяток страниц, зато это документальные неопровержимые свидетельства прошедшей, но не забытой жизни. Здесь оттиски чудом сохранившихся афиш поэтических выступлений на знаменитых сценах – Политехнического и Центрального Дома литераторов, фотографии встреч с друзьями и коллегами. Нельзя не обратить внимания на плакат-афишу встреч Московского Дня поэзии в библиотеках Москвы – десятки известных имен, которые выходят к своим читателям. Лица Риммы Казаковой, Андрея Вознесенского, Александра Ткаченко, встречи на Всемирном конгрессе ПЕН-клуба или на юбилейном вечере поэта Евгения Рейна – живые свидетельства жизни самого автора.
Завершает книгу подборка стихотворений "о творчестве, поэтах и поэзии". Она, в частности, включает в себя своеобразные посвящения и портреты современников и классиков: Марины Цветаевой и Иннокентия Анненского, Варлама Шаламова и Евгения Винокурова, Павла Антокольского и Владимира Набокова… Эта подборка тоже убеждает, что Сергей Мнацаканян глубинно понимает то, о чем пишет.
Конечно, к бочке меда необходима ложка дегтя. Наверное, это те крайне немногочисленные, но резкие высказывания в адрес иных своих оппонентов. Но они лишний раз подтверждают, что книга воспоминаний поэта рождалась не в тепличной атмосфере писательской жизни, а на резких ветрах меняющейся эпохи.
Издательство "МИК" предложило своим читателям откровенно не коммерческую книгу. Обычно коммерческие издания приносят выгоду, но не несут смысла. "Ретроман" Сергея Мнацаканяна – это произведение, наполненное смыслами. Этот почти пятисотстраничный том издан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы "Культура России". Нам представляется, что это правильное употребление денег государства, а значит, и налогоплательщиков. Именно подобные книги надо поддерживать и, несмотря ни на какие препоны, доводить до читателей. Уверен, что и читатели благодарно откликнутся на "Мемуары поэта".
Такие книги прекрасны своей глубиной – глубиной проникновения в характеры, в судьбы, в то прошлое, которое навсегда сохраняется в них. Автор этих заметок в разные годы прочитал немало мемуаров. В советское время писатели часто не располагали такой внутренней свободой, как сегодня. Сергей Мнацаканян вынес из советского времени знание о своих героях и использовал возможности сегодняшнего дня для создания трагической панорамы литературной жизни. Есть все основания полагать, что книге мемуаров поэта суждена долгая жизнь в российской словесности.

Евгений СТЕПАНОВ



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.