Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 02 (82), 2012 г.



Таньо Клисуров
"Сказано глазами"


М., "Вест-Консалтинг", 2011


"Сказано глазами" ("Казано с очи") — девятая книга болгарского поэта Таньо Клисурова. Переведенная на русский язык Денисом Карасёвым (как говорит сам поэт — "талантливо первоссоздана"), она вышла в издательстве "Вест-Консалтинг" в 2011 году.
В аудиоварианте книга также вышла в Софии тиражом тысяча экземпляров. Она записана на болгарском и русском языках: читают автор и переводчик. Русская часть записи была сделана в студии Zelenograd.ru 26 мая в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры. Прошла ее презентация в Зеленограде.
Выход аудиокниги с переводом на русский стал заметным событием в культурной жизни Болгарии.
Таньо Клисуров — почетный гражданин г. Стара Загора, где живет и творит. В Болгарии этот город называют Городом поэтов.. Клисуров закончил филологический факультет Великотырновского университета им. св. св. Кирилла и Мефодия.
За свою первую книгу "Южна гара" ("Южный вокзал", 1975) получил дебютную премию "Южна пролет" ("Южная весна"). Национальную премию Союза болгарских писателей получил за книгу "Във втората половина на живота" ("Во второй половине жизни") в 2001 г.
"Мое понимание поэтического творчества просто, — пишет Т. Клисуров, определяя задачу поэта, — оно должно сочетать три отличительных качества: новизну, ясность и волнительность. Этому меня научили мои учителя в литературе, а личный опыт только подтвердил это".
Тематическая основа поэзии болгарина Таньо Клисурова — острые социальные конфликты современного общества.
Книга, состоящая из 4-х разделов, похожа на зарифмованный дневник, где автора волнует все, что он встречает на своем жизненном пути. Будь то поездка в Европу ("Поезд") или внезапная остановка лифта ("Лифт"), уличный скрипач или магазин поношенной одежды ("Секонд-хэнд"). Обыденность увиденного и услышанного вызывает аллюзии философского порядка. Но встречаются стихи, в которых нет никакого второго плана. Дети из сиротского приюта ("Сиротский приют") наводят на мысли о связи каждого из нас с Родиной: нередко к ней относятся так, как она сама относится к своим детям, своим гражданам:

Кому свою страну мы оставляем,
Куда бежим от долга, что за жизнь?
Мы потерялись между кораблями,
и нас водоворот уносит вниз.

Гражданская позиция, любовь к Родине сквозь слезы проглядываются в каждом стихотворении поэта. Боль за то, что власть достается не самым достойным, возвращает нас к классическим традициям мировой поэтической школы, где "поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Поэтому в любое время, тем более в не слишком благополучное с точки зрения морали и нравственности, настоящий поэт не может спокойно реагировать на происходящую жизнь в каждом ее аспекте, в том числе и гражданском, обходя подобные моменты молчанием. Отсюда и возникают строки о "людишках у власти" и их "мире невеликого размера":

И становятся меньше и подвиг, и доблесть, и слава.
Даже грубые нравы не самая злая напасть.
И все меньше становится их небольшая держава,
Уменьшается вплоть до того, чтобы вовсе пропасть.

Судя по количеству вышедших у автора поэтических сборников, можно сказать, что творчество болгарского поэта — это не только его профессиональное занятие, но и образ жизни. Автор близок к тому, касается ли это гражданской, любовной или бытовой лирики, чтобы передавать в стихах прозаическое течение нашего времени, приметы определенной эпохи и среды. Это вторая зарифмованная жизнь, которая мало чем отличалась бы от зарифмованной российской. Те же самые надежды и упования на лучшее, парцеллируемые действительностью ("Но время придет. И другие засядут. Умнее. За прямоугольным столом"), та же рефлексия переходного возраста ("Следы остаются на лицах, их не скроют ни пудра, ни грим"), те же возносимые к небу молитвы и анализ прожитых лет:

Говорят: "ненормальный". Да, такой. Что поделать?
Я и в рай не стремлюсь, но в итоге я с ним.
И фальшивое время безбожных подделок
опровергну высоким полетом своим!.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.