Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 02 (82), 2012 г.



Валерий Тюпа всех школьников учит писать стихи

Станет ли "Ты-Сознание" главной линией развития литературы?
Вы помните себя в том возрасте, когда еще не понимали, что Вы — это "я"? Правильно — не помните. До момента осознания человеком самого себя как "я" память вытесняет все в подсознание.
Читая 14 февраля лекцию в литературном клубе "Мир внутри слова", профессор Валерий Тюпа просто перевернул сознание слушателей. Он наложил стадии развития ребенка (по Льву Выготскому) на стадии развития литературы. Оказывается, словесность, как и человек, проходит, к примеру, такие фазы, как "Он-Сознание", "Я-Сознание". Валерий Игоревич рассказал и о первобытном роевом сознании, когда человек не ведал индивидуальности. Культуру "барокко", ознаменовавшую собой "длинный шестнадцатый век", по протяженности влияния Тюпа сравнил с нынешним "длинным двадцатым веком", начавшимся еще в конце девятнадцатого и продолжающимся, по его мнению, сегодня.
Валерий Игоревич — заведующий кафедрой теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ. Он автор ряда знаковых работ по литературоведению, специалист в области теории литературы, исторической эстетики, риторики, пушкиноведения, чеховедения. Словом, человек академический. Но какими доступными словами он прочитал лекцию не искушенной в филологии аудитории! Девушка с переднего ряда смотрела на лектора изумленными глазами. Лектор приводил примеры из жизни своих детей, из поры собственного детства. Зрители вместе с маленьким Валерой гнались в толпе одноклассников за мальчиком-аутсайдером, но, внезапно остановившись, осознавали себя личностью без стадных желаний.
Зрители долго не отпускали Валерия Игоревича. Ведь на вечер пришли самые стойкие — те, кто предпочли слушание лекции общению со своими половинками в день св. Валентина и, к тому же, не побоялись мороза. Вопросов оказалось много, за окном тихо шел снегопад, и вторая часть вечера перешла в долгий диалог. К какому типу сознания идет современная литература? Валерий Тюпа надеется, что искусство слова может выйти к "Ты-Сознанию", предполагающему отказ от чистого самоутверждения автора и ожидание им отклика со стороны мира (читателя). Примеры "Ты-Сознания" показательны у акмеистов (Ахматова, Мандельштам) и у поэтов постакмеистического направления (Бродский). Подняли вопрос культуры чтения. Валерий Игоревич рассказал о своей экспериментальной программе школьного образования, при которой детей обязательно учат писать стихи. Ребенок научается писать элегические дистихи, бейты, затем даже сонеты. Эта методика, по мнению Тюпы, не порождает графоманов, а, наоборот, уменьшает их количество. Ведь ребенка затем на примерах классических шедевров вводят в мир чуда поэзии, и юный версификатор становится в силах понять, что его занятия к поэзии отношения не имеют. Пушкин стал бы гением и без Лицея, но как же повезло Лицею с Пушкиным, а Пушкину с Лицеем!
Литературный клуб "Мир внутри слова", как всегда, дарил подарки самым активным участникам. На этот раз в честь дня влюбленных мужчины дружно уступили место дамам, и книги-новинки — сборники стихотворений Роберта Вебера "В точке пересечения" — унесли с собой представительницы прекрасной половины человечества.

Елена ЗЕЙФЕРТ



 
 




Самая актуальная информация центр детского развития тут.
      ©Вест Консалтинг 2008 г.