Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 02 (82), 2012 г.



Эдуард Просецкий
"Падение Икара"
"Литературные известия"


(холдинг "Вест-Консалтинг"), 2011


Эдуард Просецкий — писатель известный, имеющий хорошую, проверенную репутацию, его книги пользовались успехом еще в советское время.
Он относится к поколению русских литераторов, кто на собственном опыте пережил последствия тяжелейшей духовной, экономической и социально-политической ломки в стране — от эпохи Сталина до эпохи Ельцина и его приемников.
Серия Эдуарда Просецкого (и, разумеется, издательства) "Непостижимая Россия" является художественным осмыслением новейшей истории нашей страны. Это отражение России, с ее непростой и горькой исторической судьбой.
Новейшую историю Просецкому с легкостью удается воплотить в захватывающие сюжеты и яркие образы, что является изначальным замыслом писателя "Непостижимой России", которая включает в себя двенадцать романов. Он обладает превосходной стилистикой и неповторимой манерой письма, что, безусловно, сказывается на глубине охвата жизненного материала.
"Падение Икара" — очередной роман этой серии. Заинтересованный читатель окунется в обстановку 90-х годов прошлого столетия. А читатель с развитым воображением переживет вместе с автором краткие мгновения встречи с Ельциным во время его поездки по стране и сможет увидеть многое другое.
Эдуард Просецкий как писатель, имеющий ироническую манеру письма, с юмором показывает картину эпохи. Несмотря на всю трагичность времен, которые там описаны, и ситуаций, в которые попадает герой. При чтении возникает ощущение доверия к словам автора. И эпоха воссоздана очень точно, легко узнаваемы персонажи, несмотря на измененные фамилии.
Высокое мастерство писателя прослеживается благодаря его исключительной способности правдивого отражения определенной эпохи в стране. Автору удается донести до читателя все перипетии, характеризующие достаточно сложный этап истории России, приоткрыть завесу для тех, кто имеет поверхностные знания о данном периоде или же до того, кто совершенно с ним не знаком, в силу того, что является представителем совсем другого поколения. Просецкий настолько ярко передает весь колорит эпохи, что перед самым капризным и не любящим читать книги на исторические темы читателем все предстает в ярких красках. Читатель словно чувствует на себе динамику происходящего в произведении. Писатель заставляет его увидеть и понять то сложное время, задуматься над тем, что тогда происходило. А после осмысления всех этих событий, перейти и к закономерному пониманию дня сегодняшнего. Ведь понять то, что мы имеем сегодня, можно только после осознания того, что этому предшествовало. Потому что без знания прошлого невозможно понять настоящее и изменить будущее.
Название новой книги Эдуарда Просецкого "Падение Икара" сразу дает понять о примерном развитии сюжета. Заставляет задуматься, кто же станет воплощением этого самого Икара, повторив его судьбу?
Главная тема книги — характер и судьба поколения эпохи "дикого капитализма".
Действие романа происходит в пору, когда власть принадлежит Ельцину и его свите.
На протяжении всего романа раскрывается извечная тема взаимоотношений творца, в лице Авангарда Титова, и власти, в лице Петра Алексеевича Жбанова.
Авангард Титов — народный художник, выполняющий, в основном, заказы президента и его свиты, благодаря чему уже успел получить при жизни галерею "своего имени"! Любой ценой он старается удержаться под софитами... Что, в итоге, очень дорого ему обходится…
Став фаворитом президента, он совсем теряет голову и не замечает всего, что творится вокруг (унижения со стороны Жбанова, его грубые ошибки, алкоголизм...). Он заботится теперь только о своем высоком статусе в обществе. В свою очередь, Жбанов использует его лишь в целях собственной пропаганды. Художник же как будто ослеплен и ничего этого не видит. Не замечает того, в кого он превратился, потеряв начисто человеческое достоинство и какое-либо уважение к своему собственному таланту. Постоянно работая по принуждению и проявляя искреннее раболепие по отношению к президенту.
Он упустил из виду даже тот факт, что потерял любимую, променяв свадьбу на предложение президента отправиться с ним в волжское путешествие (с целью напряженной агитационной работы). Его любимая, Елизавета, тщетно пыталась ему помочь, вытащить из президентского логова, опустить на землю и показать, что есть намного более важные вещи в жизни. Он все принес в жертву тому желанному положению, которого добился. И свою настоящую любовь, и простое человеческое счастье. А самое страшное, что тем самым он предал свой талант, данный ему от Бога. Сделал из него ремесло, дающее деньги и власть. Вместо того, чтобы дарить радость своим творчеством простым людям, чтобы рисовать то, что идет от души, что он сам бы хотел.
"Не могу изменить своему президенту. Я просто задыхаюсь…". Он не понимает разницы между государством и родиной, в этом и есть его ошибка.
Ему неоднократно шли подсказки и от Лизы, и от многочисленных знакомых: "А как же вы дошли до жизни такой?". Но он даже не попытался задуматься над всем этим. Его как будто ослеплял яркий свет власти. Никто не смог сдвинуть его с неправильно выбранного им самим пути. Он или не видел очевидного, или не хотел замечать, находил всему свое оправдание: "...Жбанов мой президент, хотя бы потому, что дал мне неограниченную творческую свободу". Даже любовь не смогла сломать его напыщенность и созданные им искусственные ценности в жизни. И вещие слова прорицательницы не произвели на него впечатления: "Вижу… Вижу… Вижу солнце… Вижу Икара… Икар слишком близко подлетел к солнцу. Будьте осторожны. Солнце может испепелить". Он не смог понять простой истины, что чем ближе он становится к власти, тем горячее, и что в один прекрасный момент он может опалить себе крылья и разбиться…
Это в итоге и произошло: "И это — все?.. Последняя недоуменная мысль".
Он слишком близко приблизился к испепеляющим лучам власти.
Как произведение истинной литературы, роман Э. Просецкого не отпускает от себя и после того, как книга прочитана и закрыта. После прочтения романа, несмотря на его отрицательную кульминацию, все же остается осознание того, что несмотря ни на что надо верить в будущее страны, несмотря на все трудности, которые обрушились на наш народ и какие бы они ни были в будущем, мы их преодолеем. Если не будем уподобляться порочным качествам персонажей книги, а возьмем только все хорошее, что нам смог показать на примере своего романа "Падение Икара" писатель, то все должно измениться к лучшему. Прочитав книгу, ее последнюю страницу, мы понимаем, что получили полезный, нужный и очень ценный урок на всю жизнь… Эдуард Просецкий в своем романе ставит вопросы, над которыми давно пора задуматься.

Екатерина ЛИГУЗОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.