Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 12 (80), 2011 г.



Николай ГРИЦАНЧУК
БЛАГО И КНИГИ

Начало книгопечатания в России по праву связывают с именем Ивана Фёдорова, с выходом в свет "Апостола" — первой, созданной им, русской датированной печатной книги (1564 г.). Но известно, что еще до появления "Апостола", уже существовало семь различных книг, без выходных данных, отпечатанных в анонимной московской типографии. Достоверных сведений не сохранилось — на чьи деньги, кто, в какой типографии и с какой целью их издал, но можно допустить, что это была частная типография и приватные средства.
Исследователи утверждают, что одной из причин создания наборной печати как менее затратной в сравнении с книгописанием послужила возникшая потребность в резком увеличении количества богослужебных книг в связи с присоединением к Руси в период царствования Ивана Грозного новых обширных территорий и строительства множества новых православных церквей и монастырей. С их деятельностью в частности и с принятием христианства в общем принято связывать появление и существование благотворительности как целостной системы. Поэтому, с большой долей вероятности, можно предположить, что, возможно, анонимные издания, а это богослужебные книги, были бескорыстным деянием, и по этой причине для издателя выходные данные не имели никакого значения. Исторически, и это еще один довод, в сознании россиян благотворительность и бескорыстие всегда стояли рядом.
Со временем в их значении стали воспринимать и слово "меценат". Но мы все же будем отличать "благотворительность" — как деятельность, осуществляемую физическим или юридическим лицом бескорыстно, добровольно, в общеполезных целях, не связанную с извлечением дохода или политикой, — и "меценатство". В Словаре Даля слово меценат отсутствует, а если заглянуть в Толковый словарь русского языка Ушакова, то мы прочтем: меценат — "богатый покровитель наук и искусств. (По имени богатого римского патриция эпохи Августа)". Для нас здесь существенно то, что благотворительность как деятельность, в отличие от меценатства, доступна для всех независимо от толщины кошелька.
Следует также различать благотворительность и, как сейчас принято говорить, социальную ответственность бизнеса. Чаще всего под этим подразумеваются мероприятия, напрямую или косвенно направленные на улучшение жизни, образовательного уровня рабочих и служащих, так или иначе связанных с бизнес-структурами благотворителя. Компании охотно вкладывают средства в поиски и подготовку будущих кадров, в формирование положительного восприятия обществом своей деятельности, что естественно и объяснимо.
Различаются и формы, структурные и юридические, в которые облекают благотворительность. Практика показывает, деятельность благотворительных фондов, если говорить о недостатках, осуществляющих сбор денежных средств, в силу прорех в законодательстве, менее прозрачна и более подвержена злоупотреблениям, чем работа благотворительных структур, созданных на уже имеющиеся деньги отдельных состоятельных людей, корпораций, компаний и т. п. Понятно, что заработанные и пожертвованные на благие цели деньги незачем скрывать, — наоборот, как правило, траты на благотворительность одновременно работают и в качестве средств, эффективно вложенных в создание положительного имиджа отдельного бизнесмена или корпоративной структуры.
К сожалению, сегодня, и как минимум на протяжении двух последних лет, даже крупные компании уменьшают траты на благотворительность и, судя по информации, находящейся на их интернет-сайтах и заявлениям ответственных лиц, улучшения ситуации, хотя бы возврата к докризисному уровню, не планируется. Крупных структур, продолжающих работу по заявленным программам, не так уж много. Если учесть и ограничения, которые накладывает тема нашей статьи, — книгоиздание — то примеров структур, результативно работающих в рассматриваемой нами области, не так уж много. Но они, конечно же, есть.
Прежде всего, это конфессиональное книгоиздательство. Достаточно посмотреть материалы Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, чтобы убедиться в том, что издание православной литературы развивается динамично и целенаправленно. Не меньшее внимание уделяется ею и книгораспространению. Плодотворно работают и другие конфессии.
Замечательные издательские программы осуществляются и в области светской благотворительности, о нескольких мы и расскажем. Имеются в виду реализованные, стабильно работающие проекты, а не существующие только на бумаге в виде никому не нужных концепций и планов.
К сожалению, кризисная ситуация в экономике погубила большинство небольших издательств, созданных, как правило, энтузиастами и бессребрениками и издававших замечательные книги, подчас уникальные. В книги вкладывали душу, работая с минимальной прибылью или вообще без выгоды. Печально, но надежды их сотрудников на встречное движение со стороны государства и благотворителей так и не оправдались. И причина не в сокращении объема частных пожертвований — их доля, даже в кризис, в сравнении с корпоративными вкладами растет, — дело в том, что частные издательства, в финансовом плане, никем практически никогда не поддерживались, не помогают им и сейчас. Мы говорим о бумажных изданиях — с электронными и аудиокнигами ситуация лучше.
В докризисный период перемены назревали, но, к сожалению, так и не случились. Но работа по подготовке и внесению изменений в законодательство не прекращена. Продолжает активно трудиться в этом направлении фонд "CAF России", появившийся в Москве в 1993 году, в частности, и как ответ на потребность сделать некоммерческие организации более эффективными. Он по-прежнему работает — издает журнал "Деньги и Благотворительность", анализирует статистику, дает рекомендации, делает прогнозы, реализует благотворительные проекты. Но изменить ситуацию к лучшему пока бессильны и теоретические отечественные разработки, и рекомендации, основанные на многолетнем зарубежном практическом опыте. Все же главная надежда сейчас на собственный опыт, на то, что у нас сохранилось и продолжает работать.
Перед тем как продолжить, необходимо сказать, — приводимые нами примеры из области благотворительного книгоиздания, связанные с фамилиями конкретных людей, не реклама, не заказ — мы так думаем, мы так считаем, это наша точка зрения. Структуры, производящие собственную полиграфическую продукцию, в нашей рекламе не нуждаются. А вот в поддержке и добром слове — так даже очень нуждаются. Как и все мы.
Не первый год в Санкт-Петербурге работает Международный благотворительный фонд имени Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Что примечательно, с самого начала, а фонд создан в 2002 году, он сочетает практическую книгоиздательскую деятельность с научным осмыслением и описанием истории, современных форм, перспектив развития российской благотворительности. До 2006 года фонд издавал ежегодный научный сборник "Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования", а с 2008 года приступил к новому долгосрочному проекту — созданию "Энциклопедии петербургской благотворительности". За время существования фонда было издано, по его инициативе и при финансовой поддержке, более сорока различных книг. Самые весомые — энциклопедия "Санкт-Петербург" и трехтомное собрание сочинений Д. С. Лихачёва. На протяжении ряда лет выходил и ежегодный альманах "Культура и общество". Впечатляет тематическое разнообразие вышедших книг. Диапазон: от альбома, с впервые опубликованными рукописными иллюстрациями из лицевых апокалипсисов, созданных русскими крестьянами-старообрядцами северных губерний, до трудов с описанием жизни и творчества Даниила Хармса и Иосифа Бродского, от сборника работ историка академика А. М. Панченко до сборника "Портрет петербургского дома". Продолжать можно долго — есть из чего выбирать. Причем книгоиздателями исповедуется всесторонний подход. Издается, например, том статей к 150-летию со дня рождения одного из основоположников петербургского краеведения Ивана Михайловича Гревса, и одновременно с этим проводится конференция, и приводится в порядок его могила.
Особо следует отметить масштабную программу фонда по оказанию поддержки региональным краеведческим изданиям — журналам, альманахам, сборникам. На грант, полученный от государства, оказывается финансовая помощь лучшим изданиям из 165 существующих на данное время. Ничего подобного ранее никем не делалось. А такая помощь просто неоценима — издают краеведческую, некоммерческую литературу на свои кровные, отрывая от себя, энтузиасты и подвижники. В рамках грантового проекта, впервые, совместно с Российской национальной библиотекой, был выпущен и указатель краеведческой периодики России 1991-2010 гг.
Особое внимание культурным региональным проектам оказывает и благотворительный фонд Владимира Потанина, созданный в 1999 году. Это частный фонд, один из немногих, не уменьшающий, даже в связи с кризисом, а увеличивающий и без того немалые средства, направляемые на благотворительность. Можно сказать без всякой натяжки, что последовательность, стабильность, целеустремленность — характерные черты, определяющие на протяжении многих лет лицо фонда. Черты — крайне необходимые для реализации долговременных программ, и именно такие программы реализуются фондом.
Неотъемлемой составляющей проекта является многолетняя исследовательская и книгоиздательская программа "Первая публикация", тесно взаимодействующая с еще одной программой фонда "Меняющийся музей в меняющемся мире". Особенность программы "Первая публикация" — издание на высоком полиграфическом уровне многомерных, межжанровых, и в этом их отличие и непохожесть на другие искусствоведческие книги и каталоги, книг-альбомов, представляющих музейные экспозиции, отдельные экспонаты и даже музейные территории. И трудно сказать, какая из книг лучшая — у каждой свои особенности, свои уникальные тема и лицо.
Серию "Первая публикация" открыла книга "Омская сенсация. Серия акварелей Бёзана Хирасавы "Жизнь и обычаи айнов"". И дальше круг сюжетов и тем только расширялся, часто обозначая и представляя публике малоизвестные явления отечественной культуры. Среди изданных книг неожиданная "История Русского балета" в текстовом и визуальном изложении известного художника Михаила Ларионова, книга "100% Иваново", посвященная коллекции агитационного текстиля и его выдающимся художественным достоинствам. Сейчас в работе заключительный том трилогии, в этот раз посвященный монументально-декоративным работам художника Александра Дейнеки, и книга, исследующая и представляющая сведенный воедино архив поэта-символиста Андрея Белого. И здесь можно рассчитывать не только на исследовательские находки, но и на открытия.
Замечателен и альбом-католог "Русская живопись и графика 1920-1930 из собрания ЮниКредит Банка" — результат реального участия банка с иностранным капиталом (UniCredit Bank) в социальной и культурной жизни страны, где он работает. Корпоративная коллекция, усилия ее куратора, автора и составителя альбома-каталога Александра Владимировича Балашова, позволили возвратить в жизнь имена и работы многих незаслуженно забытых художников, чье творчество — неотъемлемая часть искусства России 20-30 годов. В рамках издательской программы "Новая История Искусства" (2004-2007 гг.) были изданы книги-каталоги, посвященные жизни и творчеству Леонида Зусмана, Фёдора Семена-Амурского, Ростислава Барто, Алексея Каменских, экспрессионизму в России. В 2009 г., в рамках проекта "Новая живопись", Александр Балашов начал издание серии "Новейшая история искусства". Первой публикацией в серии стал альбом-каталог "Владимир Семенский". Ощущается, что исследования, составление коллекции, издание каталогов не просто работа, а несуетное, со спокойной уверенностью исполнение главного дела всей жизни.
Благотворительное книгоиздание — это, прежде всего, люди. Издатель и писатель Евгений Степанов, на первый взгляд, не занимается благотворительностью — у него нет на это денег, но на самом деле, по факту и духу, его книгоиздательская деятельность настоящая благотворительность. Еще до создания компании и издательства "Вест-Консалтинг", в 2003 году, было очевидно, что структура, ориентированная на издание поэтических книг, отражающих весь, без предвзятых исключений, спектр современной поэзии, прибыли не принесет, но, тем не менее, осознанный выбор был сделан, и работа началась. Работа — из внутренних побуждений и убеждений, назначенная самому себе, работа-призвание без какой-либо финансовой поддержки извне.
На сегодняшний день результаты деятельности частного издательства, где большую часть организационной и редакторской работы делает один человек, вызывают, как минимум, уважение. Созданы и регулярно выходят несколько литературно-художественных изданий: "Футурум АРТ", "Дети Ра", "Зинзивер", "Другие", "Крещатик", "Знание-сила. Фантастика", "Поэто-град", "Литературные известия", "Персона ПЛЮС", "Есенинский бульвар" (на болгарском языке). Журнал "Дети Ра" на протяжении многих лет — единственный в стране ежемесячный толстый журнал, посвященный поэзии. Что особенно ценно, и это неизменная целенаправленная политика редакции, на страницах журнала широко публикуются стихи поэтов из провинции, в том числе и начинающих, представляющих все многообразие литературных течений и направлений — от традиции до авангарда. Ежегодно из печати выходит больше сотни наименований стихотворных, прозаических, критических, научно-исследовательских книг и сборников.
В ряду изданных книг сборники выдающихся русских поэтов Геннадия Айги, Владимира Алейникова, Виктора Сосноры, интереснейших поэтов Юрия Беликова, Юрия Милоравы, Славы Лёна, Аркадия Бартова, Анны Альчук, Игоря Панина, труды ученых-филологов Сергея Бирюкова, Валерия Тюпы, Натальи Фатеевой и многих других. Да и сам издатель — автор талантливых поэтических и прозаических книг с собственным видением окружающей жизни, интонацией и широким арсеналом творчески освоенных литературных техник и жанров, что не часто встречается. Практически все бумажные издания имеют электронные версии и находятся в свободном доступе в Сети. Невзирая на кризис и небольшие ресурсы, издательство по-прежнему успешно работает, и его благотворная деятельность продолжает оказывать значительное влияние на литературную ситуацию не только в культурных столицах, но и в масштабах всей страны.
Заметны в гуманитарной сфере, несмотря ни на что, и усилия таких издательств, как издательство "Три квадрата", возглавляемое Сергеем Васильевичем Митуричем, "Издатель-ство Елены Пахомовой", "Издательство Ивана Лимбаха".
Первоочередной задачей фонда Дмитрия Зимина "Династия", с момента его создания в 2002 году, является поддержка и популяризация науки, развитие образования и просвещения. В 2006 году фонд совместно с несколькими ведущими российскими издательствами приступил к осуществлению издательского проекта Библиотека фонда "Династия", нацеленный, как заявили организаторы, на издание лучших современных научно-популярных книг в области естественных и гуманитарных наук, а также на "развитие научно-популярного сектора книжного бизнеса, превращение его в конкурентоспособное издательское направление".
И надо отдать им должное — слова у них не расходятся с делом. Вышли интереснейшие книги выдающегося математика Владимира Арнольда — одного из крупнейших российских ученых, кто по-прежнему увлеченно занимается популяризацией той области науки, в которой работает. Неорди-нарным подходом к происходящему в современном обществе отличается книга Филиппа Болла "Критическая масса: как одни явления порождают другие", рассказывающая о так называемой социальной физике и применении моделей естественных наук к описанию социальных явлений. Переве-дены и вышли в свет книги по современной космологии, биологии, симметрии, физике таких всемирно известных ученых и популяризаторов науки, как Карл Саган, Стивен Хокингс, Крис Фрит, Иэн Стюарт, Сергей Капица, и многих других.
Что интересно и значимо, фонд "Династия" книгоиздательскую программу сочетает с проведением масштабных фестивалей науки и культуры. Один из очевидных результатов работы фестивалей, понимание того, что к искусствометрии, инструменту исследований, — дисциплине, изучающей художественные произведения традиционных видов искусства методами точных наук, добавился новый для нашей страны объект исследований — science-art, активно развивающийся жанр современного искусства. Произведения sci-art, как правило, междисциплинарные, часто интерактивные, созданные учеными и художниками на основе различных научных теорий с применением научных методологий и новейших достижений в области медиа-технологий. Особен-ность таких художественных произведений в том, что полнота их эмоционального восприятия зрителем-читателем предполагает и стадию анализа, предшествующую чувственному отклику.
Фонд "Династия" в 2006 году был и соорганизатором конференции газеты "Ведомости" — "Благотворительность в России". На данный момент это одна из лучших и авторитетнейших площадок страны, где продуктивно обсуждаются законодательные инициативы, место, возможные формы и пути развития института благотворительности, но, к сожалению, тема "Благотворительность и книгоиздание" на форуме пока не рассматривалась.
Российские СМИ достаточно квалифицированно освещают происходящее в сфере благотворительности, но встречаются и странности. Например, в последнее время в печати появилось словосочетание "бюджетная благотворительность" — на наш взгляд, как минимум, неверное, а, как максимум, не имеющее права на существование. У государства достаточно возможностей для того, чтоб решить самый сложный вопрос в любой области, действуя в рамках бюджета через государственные структуры и учреждения. Незачем называть благотворительностью то, что является функцией государства по определению.
Мы кратко описали всего лишь несколько книгоиздательских проектов, неотделимых в читательском восприятии от имен их создателей или кураторов. Но даже этих примеров, пусть и немногочисленных, достаточно, а мы говорим о системообразующих проектах, чтобы понять — благотворительное книгоиздание живо и при благоприятных условиях готово расширяться, увеличивая и тиражи, и число наименований, и полиграфический уровень изданий.
Нельзя сказать, что проблемы благотворительности окончательно забыты. Огромную помощь некоммерческим организациям, словно наверстывая упущенное за предыдущие годы, оказывает президент России. Работает над улучшением законодательства, и это заметно, Общественная палата РФ. Консоли-дируются и сами НКО, — формулируя задачи и намечая способы их решения. И есть надежда на то, что, при всех недостатках и сложностях, наметившиеся положительные тенденции изменят ситуацию в области благотворительного книгоиздания, ведь книга была и пока остается действенным инструментом для изменения нашей жизни к лучшему.



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.