Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 12 (80), 2011 г.



Дороги России. В Тихвин.

Город Тихвин не блещет особыми достопримечательностями. Весьма провинциальный, тихий, хотя и милый городок. Однако его посещают ежедневно сотни людей из России и из-за рубежа. Здесь в Успенском Богородицком мужском монастыре можно поклониться очень почитаемой святыне — Тихвинской иконе Божией Матери. И это возводит Тихвин в ранг одного из самых главных для православных христиан городов мира. Считается, что четыре иконы охраняют Русь с четырех сторон света: с юга — Иверская, с запада — Смоленская, с востока — Казанская, а вот с севера — она, Тихвинская. Икона эта — великая странница. Начнем с того, что, "ангелами невидимо носима", она прибыла на Русь, "светозарно шествуя по воздуху", из Константинополя, давным-давно, в XIV веке. И место для монастыря выбрала сама. Хотели, было, местные жители поставить монастырь на одном берегу реки Тихвинки, а она ночью перенеслась на берег противоположный. Там сейчас и стоит святая обитель. А на оставленном ею месте возвели маленькую церковь.
А совсем рядом с этой церковью находится дом (сейчас это музей) — уютный, старинный, но не ветхий. Говорят, там даже деревянные полы еще крепки и ремонта не требуют. И во время войны он не был разрушен. Принадлежал он семье Римских-Корсаковых, да и сейчас еще посещаем их потомками. Приезжают они в этот дом, как в родной. Пьют чай в гостиной, общаются. Здесь родился и прожил большую часть своей жизни великий композитор, автор "Псковитянки", "Снегурочки", "Садко", "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии"... Русская тема не могла не стать главной в творчестве человека, выросшего под звуки колокольного звона и гармоничное пение мужского монастырского хора. Он и сам признавался: "Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое в основу творчества". Нынешние Римские-Корсаковы, может, и на рояле "Беккер" играют, который помнит руки Мусоргского, Даргомыжского, Глазунова. Там особая аура, говорю это не для красного словца. Настоящее дворянское гнездо — без позолоченной пышности, но пропитанное истинной интеллигентностью, духовностью, любовью. Николай Андреевич появился на свет, когда его отцу было 60, а матери — 42 года. Для родителей он стал подарком свыше. Его обожал и всю жизнь опекал старший брат — Воин Андреевич, старше его на 22 года.
Тихвинская икона — путеводительница, Одигитрия. Ей одной ведомо, что происходит и почему все так, а не иначе. Богородица потребовала в видении одному местному человеку, чтоб крест на соборе был из дерева; как ни старались возвести железный, не получилось. Она ощутимо присутствует там, источает любовь, она скоропослушница, ей молятся, ею исцеляются истинно верующие люди. В прошлом веке, в годы страшной войны, во время немецкой оккупации, иконе вновь пришлось отправиться в путешествие, она была вывезена сначала в Прибалтику, оттуда — в Америку. В течение 60-ти лет семья священников Гарклавсов хранила святыню; они вернули икону по завещанию архиепископа Иоанна Гарклавса в ее Дом после того, как Россия освободилась от безбожной власти. Вся страна встречала свою Заступницу. Как сейчас помню огромные, многотысячные, тихие ночные очереди в Питере перед Казанским собором, где икона гостила некоторое время. Истомившиеся по настоящей духовности, шли и шли к ней люди — и воцерковленные, и далекие от церкви. А сейчас — чудо какое: приезжай в любое время и дотронься до нее губами, сердцем, душой...
Город Тихвин накрепко связан с именем Царя Иоанна Васильевича Грозного. Благодаря его денежным вкладам развивался монастырь. Сюда, во Введенскую женскую обитель, была сослана четвертая жена царя — Анна Колтовская (в этом монастыре, кстати, останавливался в свое время Бирон). Да и рождением своим, говорят, Грозный был обязан этому месту. Сюда его долго бездетные отец и мать приезжали на поклонение, вымолили себе наследника, а всей Руси — настоящее испытание для очищения от грехов, наверно. Вслед за родителями Иоанна Васильевича уже все русские государи считали своим долгом посещать эту обитель.
Тихвинская земля помнит многих выдающихся и прямо-таки легендарных людей, связанных, в том числе, и с литературой. Среди прочих, здесь родились великий баснописец Иван Андреевич Крылов и художник Заболотский, учитель М. Лермонтова (самый известный портрет поэта в гусарском ментике принадлежит именно этому художнику). Безвременно погибший в расцвете лет красавец-фаворит Великой Екатерины Александр Ланской наезжал сюда в гости к родственникам.
Поэт Всеволод Рождественский часто в детстве проводил с семьей свои летние каникулы в селе Ильинском Тихвинского уезда. Его соученик по гимназии, другой поэт, довольно скупой, в общем-то, на похвалы Н. Гумилев: высоко ценил поэтический дар однокашника: "У Всеволода Рождественского есть тот беспредметный и напряженный лиризм, который владел нашими поэтами лет десять тому назад. Меня он пленяет едва ли только по воспоминаниям. Есть магия в этом набегании строк одна на другую, набегании, не дающем задерживаться ни на одном образе и оставляющем не память о стихотворении, а лишь вкус его". О любимом Тихвине Всеволод Рождественский писал так: "Там Римский-Корсаков когда-то запоминал колокола…"
Некоторое время в Тихвине жили сестры Лохвицкие — Надежда Александровна, известная сатирическая писательница, которая печаталась под псевдонимом Тэффи, и Мария Александровна, удивительная Мирра Лохвицкая, русская Сафо, которую высоко ценили Иван Бунин и Игорь Северянин. Сестры приезжали в гости к дяде, купцу 2-й гильдии, который много сделал для Тихвина, например организовал здесь Летний сад; а Надежда Александровна была замужем за тихвинцем Владиславом Бучинским.
Анна Васильевна Тимирева, всем известная гражданская жена адмирала Колчака, была в первом браке замужем за предводителем Тихвинского дворянства. "Нас несло, как на гребне волны", — писала Тимирева о своем с легендарным адмиралом романе, который начался в 1915 году и продлился всего пять лет. Потом она еще раз выходила замуж, пережила годы репрессий, реабилитации. Всякого было намешано в ее биографии. Но через всю свою жизнь она пронесла чувство к Колчаку. Она писала стихи. В том числе и о нем: "Полвека не могу принять, / Ничем нельзя помочь, / И все уходишь ты опять / В ту роковую ночь. / А я осуждена идти, / Пока не минет срок, / И перепутаны пути / Исхоженных дорог. / Но если я еще жива, / Наперекор судьбе, / То только как любовь твоя / И память о тебе". В этих стихах много искреннего чувства, которое искупает некоторые шероховатости в литературном плане. А вот это стихотворение, возможно, вызвано и воспоминаниями о Тихвине: "Уходили бабы по обетам / От горшков, ухватов и печей / По дорогам ласкового лета / К золотым крестам монастырей. / Шли в лаптях, с котомкой за плечами / И с краюхой хлеба в дальний путь / Степью и дремучими лесами / Вольной жизнью глубоко вздохнуть. / Утешенье вымолить у Бога, / О нехитром счастье попросить. / Далека нелегкая дорога — / Тянется, как от кудели нить. / А вернувшись, долго вспоминали, / Будто с плеч свалили целый пуд, / Будто легче стали все печали / И отрадней самый тяжкий труд".
"По дорогам ласкового лета к золотым крестам монастырей" довелось пройтись и мне: и прикоснуться губами, сердцем и душой к чудотворной Тихвинской иконе, и постоять под колоколами Годуновской звонницы, и искупаться в Святом озере в находящемся недалеко от Тихвина Антониево-Дымском Свято-Троицком монастыре. Там прямо из воды озера вырастает крест, установленный, по преданию, на камне, на котором молился за всех нас великий подвижник и столпник Антоний Дымский, молитвенный подвиг которого мало кому довелось повторить за историю русского православия. Монастырь еще только восстанавливается, но имеет уже свои святыни, главная из которых — мощи Святого Антония. А главное, братия очень любит свою обитель. И там можно почувствовать настоящий монастырский дух, не залакированный туристическим бизнесом. Не обязательно быть правоверным паломником. Наша Родина неотделима от своих православных святынь, как писала великая княжна Ольга Николаевна Романова в стихотворении "Пред иконой Богоматери": "...Погрязли мы во зле страстей, / Блуждаем в тьме порока. / Но наша Родина... О, к Ней / Склони всевидящее око..."
Дороги России нелегки. Но дорогу, как известно, осилит идущий. Особенно ту, которая ведет к Храму.

Ольга ДЕНИСОВА




 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.