Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 12 (80), 2011 г.



Евгений Степанов
"Профетические функции поэзии, или Поэты-пророки"


М., Вест-Консалтинг, 2011

Книга известного писателя, Президента Союза писателей ХХI века, кандидата филологических наук Евгения Степанова сразу вызвала, и будет вызывать в дальнейшем, несомненный интерес читателя.
Сейчас, когда поэзия свободна от духовной и государственной власти, оказалось, что места на земле для нее не предусмотрено, потому просто необходимо всесторонне рассмотреть и оценить феномен поэзии, в том числе и ее профетические функции, поднимая поэтическое творчество на должную высоту, имея в виду его значимость в духовной жизни человека.
Поэзия — особый вид литературы. В ней воссоздаются глубокие лирические переживания. Она выражает создаваемые образы сжатыми средствами, чтобы заглянуть по ту сторону мира (будь то будущее или жизнь после смерти). Миры, сотворенные поэтом — есть время, им преодоленное, а творчество — способность вызывать в мир то, чего в нем раньше не было.
В своей Нобелевской лекции И. Бродский говорит: "Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и тот, которым пользовались библейские пророки — посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке..."
Именно об интуитивной, профетической (пророческой) функции творчества как поэтов-классиков, так и известных современных поэтов идет речь в новой книге Евгения Степанова. Им собраны и рассмотрены уникальные материалы жизни и творчества таких русских поэтов-классиков, как: А. Пушкин, В. Хлебников, М. Волошин, М. Цветаева, З. Гиппиус, С. Есенин, Н. Рубцов, и поэтов-современников: В. Цой, А. Ханьжов, Б. Рыжий, Т. Бек, А. Альчук.
Профетическая функция поэзии Пушкина, особенно некоторых его стихов ("Поэт", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" и др.), очевидна.
Однако Е. Степанов приводит и мало известный пример, где трагедия Пушкина невероятным образом провидчески связывается с его супругой Н. Гончаровой в стихотворении "Анчар", написанном за 2-3 месяца до знакомства с ней. Само название стиха, читаем в книге, фонетически полностью входит в фамилию "Гончарова".

"Анчар" — Дерево яда:
"Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила…"

Но ведь и Н. Гончарова родилась 27.08.1812 г., на 2-й день после Бородинского сражения, в день гнева. "Анчар" был предупреждением судьбы.
Не менее удивительно в плане пророчества стихотворение М. Цветаевой "Сын", написанное за пять лет до рождения мальчика:

"Так, выступив из черноты бессонной
Кремлевских башенных вершин,
Предстал мне в предрассветном сонме
Тот, кто еще придет — мой сын".

Весьма интересны заметки Е. Степанова об эсхатологической лирике Виктора Цоя, мистическое происхождение текстов которого отмечал также Борис Гребенщиков. "Поэт — зеркало времени, пишет Степанов, и, Цой, как настоящий блаженный, (как некий шаман. — Т. К.), на невнятном, сумбурном, нестройном языке выразил безвыходность, отчаянье этноса, живущего в эпоху перехода от одной общественно-экономической формации к другой".
В заметках приведен целый ряд уникальных текстов В. Цоя.
Читаем:

"Снова за окнами белый день.
День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза:
Весь мир идет на меня войной".

Или:

"В небе над нами горит звезда.
Некому кроме нее нам помочь
В темную, темную, темную
Ночь
Ночь пришла, а за ней гроза".

В этих текстах каждая строка призывает к толкованию.
Удивительны и трагичны судьбы других поэтов, о которых пишет Евгений Степанов в своей книге, таких, как Татьяна Бек (1949-2004), Анна Альчук (1955-2008), Александр Ханьжов (1947-2002), творивших не только при смене формаций, но и при смене веков, перешагнувших незримую черту между столетиями. Профетическая поэзия этих авторов поражает своей остротой и точностью.
Характерный пример — творчество Татьяны Бек.
— Татьяне Бек принадлежат, — пишет Е. Степанов, — следующие строки, предрекающие неминуемый скорый уход:

"А вчера спросила Блока:
Чем свои заполнить дни,
Если кончилась эпоха
И не теплятся огни…"

В 1997 году она пишет похожее:

"Как привольно текут деревья,
Наполняя собою высь!
Звуков мало и знаков мало –
Стихотворная строчка спит…
Я истаяла. Я устала.
— До свидания, алфавит".

В книге вы найдете и другие стихи поэтессы.
В 2004 году Татьяны Бек не стало. Усталость, недопонимание окружающими, разочарование в некогда близких по духу людях увело ее из жизни.
Во вступлении к этой уникальной книге автор пишет: "Многое не ясно. Поэты обладают медиумными способностями? Или само напечатанное или произнесенное слово (как сакральный элемент) воздействует на будущее?"
Однако пророчества сбываются, и это пока тайна, которую предстоит разгадать.
Совершенно оригинальне примеры провидческой поэзии каждого из представленных в книге поэтов, талантливое толкование текстов заставляют читателя с повышенным интересом прочитать книгу с начала до конца, не пропустив ни одного абзаца.

Татьяна Кайсарова



 
 




http://gt-krim.ru/produktsiya/regulyatori-davleniya-gaza регуляторы давления газа.
      ©Вест Консалтинг 2008 г.