Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11 (79), 2011 г.



Борис Кутенков
"Жили-боли"

Стихи — М.: Вест-Консалтинг, 2011.

Год 2011 своей некруглой датой напоминает нам о том, что наступает второе десятилетие нового тысячелетия. Для поэта Бориса Кутенкова это еще и год выхода сборника стихов под названием, которое как нельзя лучше характеризует лейтмотив поэтических текстов, включенных в книгу, их главную эмоциональную составляющую. Сборник называется "Жили-Боли".
Первое впечатление от встречи с поэзией молодого автора — удивление его самодостаточностью, которая выражается прежде всего в том, что его стихи не следуют последнему крику поэтической моды: в них нет сниженной донельзя лексики, переходящей всякие разумные переделы, в них нет задиристой лихости и петушиной бравады, ему не приходит в голову дистанцироваться от традиций русского стихосложения во имя какого-то эфемерного слияния с поэзией европейской (честно говоря, непонятно, почему высказывания зарубежных славистов, которые не всегда хорошо владеют русским языком, но бесцеремонно выносят вердикты современной русской поэзии, имеют такой резонанс в русских поэтических кругах).
Кутенков пользуется всей палитрой возможностей, которую богатейший русский язык предоставляет поэту, и пользуется ею умело: жанровый диапазон от длиннострочной классики до современных столбцов без знаков препинания, интересны его метафорические находки, такие, как "лето, шитое лыком в две строчки", или "купоросный обломок луны", что лежит в полыни, "монах-тополь", или "душа как сквозняк на затворе", он использует цитаты из Маяковского, Лермонтова и т. д.
Герои стихов Кутенкова — обычные горожане, молодые люди, его друзья и современники, нередко блаженные (даже "дурочка-звезда" есть), что указывает на православные истоки, затрагивается и библейская тематика. Из мозаики отдельных стихов составляется картина современной России, со всей реалистичностью неустроенной жизни в городах и весях. Ну а строки о горькой женской доле в XXI веке — прямое продолжение русских традиций века XIX:

Нищая Зина — торговка арбузами, дынями —
Слезы украдкой смахнет, чтоб не видел Господь.
И просветлится лицом, так любовно и молодо
перебирая артритными пальцами скарб,
будто не ягоды-фрукты, а платина-золото,
будто веселье и пир, а не одурь-тоска.
И, Фирузе улыбнувшись — торговке маслинами —
Ей говорит, изгибая пространство в дугу:
"Знаешь, а мы с тобой, Фира,
ведь очень счастливые".
Та, поглядев, как на дурочку, хмыкнет: "Угу".
Но по-над одурью — ангелы, облако ватное!
И, как-то, Фира, задумавшись бог весть о чем,
Скажет: "А мы с тобой, Зина, ведь очень богатые!"
И рассмеются, обнявшись на месте пустом...
Будто и нет расстоянья меж высью и пропастью,
будто не шаг до погибели — шатки мосты...
...Пыльно, блаженно, миндально.
Все — замысел, промысел,
солнечный замысел ужаса, счастья, беды.

Сам поэт предстает перед нами душой мятущейся, принимающей на себя, и пропускающий через себя всю неустроенность, несправедливость, а часто и жестокость окружающего мира, как в стихотворении "Ленка", где около больничной койки, на которой лежит молодая девушка, вместе с лирическим героем дежурит "смерть-медсестра".
Мир Кутенкова — это размышления о любви, куда же без нее, и о жизни со всеми ее превратностями: "постфактум твое мизерере/...меж миром стена и тобою", о встречах и расставаниях: "и я пойду домой, душа пойдет за мной, опасливой и цепкой мерзлотой...", о сердце, которое мешает спокойно жить: "пьяный мастер наколет мне слева тавро-пустоту/ там где сердце мешало". Поэт приходит к неутешительному выводу, что "если лишнее все, то и счастье, конечно, излишне".
Судьбу поэта, который напрасно рвется к людям, и которого никто "без словаря не поймет", Кутенков подает как предназначение, от которого никуда не деться, но таков уж удел поэта.
В томике стихов Бориса есть много серьезных раздумий, много глубоких переживаний, но здесь нет ни бравурного оптимизма, ни розовых очков. И гламура здесь тоже нет. И быть не может.

Раиса ШИЛЛИМАТ



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.