Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 10 (78), 2011 г.



Анатолий Гоморев
"Снежная королева"


М.: "Литературные известия", 2011


Книга Анатолия Гоморева, вышедшая в издательстве "Литературные известия" в 2011 году, представлена одной поэмой. Выверенная от первого до последнего стихотворения, она дополнена иллюстрациями Марии Малинской и Анны Новопольцевой, иллюстрациями, которые точно отвечают духу этого стихотворного произведения.
О чем поэма "Снежная королева"? О потерянной любви? Об одиночестве? Эти темы заявлены, но помимо них в поэме глубоко разработана еще одна важная тема — тема искушения. Она является заглавной — имя искусителя автор вынес в название книги.
Завязка поэмы дается читателю уже в первом стихотворении "Пролог":

Но сквозь бури седой завыванье
Слышу вкрадчивый голос поет,
Непонятное очарованье
В беззащитную душу он льет.

Подвергнется душа лирического героя силе снежных чар или выстоит против их лютого холода, все-таки сумев выстроить защиту? Как бы то ни было, с первого стихотворения ясно, что речь пойдет о борьбе внутреннего порядка, может, с самим собой, а может, и с темными силами. Недаром так явно видна перекличка этого стихотворения с "Бесами" Пушкина:

Вихри снега вздымаются плача,
Осыпаясь в окошко ко мне.
Силуэты какие-то скачут,
Исчезая в белеющей мгле.
(А. К. Гоморев,"Пролог")

Вьюга злится, вьюга плачет;
<…>
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
(А. С. Пушкин, "Бесы")

Но обо всем по порядку.
"Звездные сны" лирического героя и его возлюбленной, когда "…во всем мире исчез / Одиночества тягостный призрак" длились недолго, их сменило "Предчувствие" потери, которое, увы, не обмануло — явилось разлукой. Но любовь не прошла, лирический герой способен продолжать дарить ее, способен снова и снова воскрешать свою возлюбленную, а значит сердце его не озлоблено, не оледенело. Это важно. Данная мысль, композиционно находясь в центре поэмы — является ядром, некой связующей субстанцией, которая в будущем даст лирическому герою возможность преодолеть предстоящее ему искушение.
Хотя и не чувствуется, что лирическим героем овладело пронизывающее холодом отчаяние, но все-таки тоска потихоньку берет верх над любовью. Существование без радости, жизнь только лишь былыми воспоминаниями превращается в невыносимую смену ночей и дней. Где ждешь наступления даже самого пасмурного утра, как, пускай и временного, но все же избавления от щемящей ночной тоски:

Загудели гудки рабочих окраин.
Город вставал, глаза продирая сквозь сон.
Зафырчали машины, загремели трамваи.
Я спасен.

Но снова наступает ночь, состояние ухудшается, подступает уныние:

О нет, сидеть и ждать я здесь не в силах,
Где так враждебны этих стен глаза,
И из минут убийственно унылых
Часы тоскливые бессмысленно вязать.

Если раньше лирический герой способен был в своем одиночестве все-таки расслышать, как ветер сочувственно вторит ему, то теперь состояние близко к отчаянию, оно уже не даст быть чутким ни к чему кроме своей собственной беды. В таком состоянии лирический герой стал слишком уязвим. И обманулся. Под маской любимой пришла искусительница:

Не пугайся.
Я не ева — я Королева
Снегов.
<…>
Я тебе подарю мирозданье.
С ним сольешься и назад не вернешься —
Не захочется.

Искушение заканчивается болезнью лирического героя — естественное дело, когда все существо человеческое вступает в борьбу с темной силой, в борьбу, обещанную читателю еще в "Прологе".

Стой, проклятый механик! Я знаю кто ты!
В твоих царствах нет живой красоты.
Ты не всевластен теперь, когда узнан.
Крути канитель, но ей я не узник.

Завершает поэму стихотворение "Весна". Освобожденье, радость, покой, просветленье — верные признаки истиной победы. Победы достигнутой не силой оружия, не великими армиями, не кровопролитными бойнями. Но победы, дарованной человеку за одно только личное произволение:

Нет, не сдамся.

Наталья МАМЛИНА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.