М.: Вест-Консалтинг, 2011
Вторую совместную поэтическую книгу Натальи Никулиной, Веры Чижевской и Евгения М’Арта "Маленький концерт для Alter ego" можно назвать "совместным сердцебиеньем". И хотя каждый автор своими стихами создает собственный неповторимый поэтический мир, книга оставляет цельное впечатление. Все в ней существует перетеканиями, переливами, переходами и под вполне уловимую мелодию свободного (а иногда и классического силлабо-тонического) стиха, словно бы авторы писали тексты с оглядкой не только каждый на свое alter ego, но и с оглядкой друг на друга.
по клавишам
пешеходного перехода
музыкой каблуков, подошв, ног —
на другую сторону улицы,
в другую жизнь,
в другой ритм;
оглянулась:
кто-то вошел
в оставленную мной жизнь
на той стороне улицы —
не сбился бы с ритма.
(Наталья Никулина, "По клавишам
пешеходного перехода…")
Музыка есть во всем. И все есть в музыке. Начиная от библейских притч и "Stabat Mater", неба и звезд, любви и высоких сводов католического храма, заканчивая пальцами и выгнутым дугой позвоночником, опавшими листьями и пешеходными переходами, кузнечиками и каплями воды. Стоит только внимательно прислушаться. Музыка есть и всегда будет там, где есть человек, то есть где есть способный расслышать ее. И пусть в каждом сердце она отзовется по-своему. Так:
голос азербайджанской зурны
наполняет соками
зерна граната.
голос армянского дудука
высекает узоры
на каменных хачкарах.
но в сердце европейца
они все равно звучат
как прощание с родиной
Михаила Огинского.
(Наталья Никулина,
"Голос азербайджанской зурны…")
Или так:
на пластинке
одинокий барабан
отсчитывает пульс Планеты
— аритмия;
саксофон,
захлебываясь
неземными звуками,
рассказывает о любви
— и все печально…
(Евгений М’Арт, "Сны прошлого")
С уходом человека, с уходом жизни, музыка если и не исчезает совсем, то стихает. А, может быть, просто переходит в другое состояние, что и не сразу узнаешь ее:
И рвутся ноты на конечном звуке.
Погибла музыка… И может быть, погиб
Тот караван, что не нашел оазис.
…И странно было мне узнать однажды:
Равель имел ввиду совсем не гибель,
А песню раскаленного металла.
(Вера Чижевская, "Болеро Равеля")
Недоступная зрению музыка летает еле уловимой тенью, опутывая планету. Мелодии прячутся и доступны далеко не каждому.
Сборник "Маленький концерт для Alter ego" — это в какой-то степени дерзостная попытка выразить невыразимое, приравнять к человеческой речи волшебство музыкального мира. Попытка более чем удачная.
Наталья МАМЛИНА