Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (77), 2011 г.



Дороги России. В Псков

"На днях, увидя в окошко осень, сел я в тележку и прискакал во Псков" — из письма А. С. Пушкина В. А. Жуковскому 6 октября 1825 г.


"Долго ль мне гулять на свете / То в коляске, то верхом, / То в кибитке, то в карете, / То в телеге, то пешком?.." Всем известно, что стихи эти вечного странника — иногда поневоле, а часто в силу "беспокойства, охоты к перемене мест" — А. С. Пушкина относятся к Болдинскому периоду его творчества. Но они пришли на ум мне, тоже обладательнице этого "весьма мучительного свойства", во время моего путешествия в Псков, потому, наверно, что это все же и Пушкинский край, ведь именно в Псковской области находятся знаменитые Михайловское и Тригорское, места красоты такой, что, прибыв туда, отчетливо понимаешь, почему Пушкину так плодотворно здесь работалось. Поэт и последний приют нашел там, как известно, — в Святогорском монастыре. К слову сказать, все-таки хоть и умер не "в наследственной берлоге", но похоронен "средь отческих могил"...
Однако Псковщина— тот уголок российской земли, где отечественной истории, культуры, уникальных природных красот так много, они представлены в таком концентрированном виде, что понимаешь, что там пожить бы надо, а не наезжать туда "набегами" время от времени. После импозантного имперского Санкт-Петербурга город поначалу кажется слишком провинциальным. Да ведь это и есть самый маленький в России областной центр, число жителей там колеблется в районе двухсот тысяч. Но это и "Город воинской славы" — этот титул присвоен Пскову за подвиги в последней войне; это и "вечевая республика" когда-то, один из самых древних городов России — впервые упоминается в летописи под 903 годом; там более 60 сохранившихся древнейших церквей, многие еще домонгольского периода. На территории Псковской области находится и Чудское озеро, на котором состоялось то самое Ледовое побоище, окончившееся знаменитой победой юного Александра Невского. Рядом с Псковом расположена крепость на Жеравьей горе — Изборск, резиденция Трувора, младшего брата Рюрика (помните, Рюрик, Трувор, Синеус?). Кстати, в будущем году у Изборска юбилей, огромные, как говорят псковичи, государственные деньги выделены на подготовку к празднествам. Под Жеравьей горой лежит озеро с лебедями, в которое текут знаменитые Словенские ключи. Здесь можно не только вкуснейшей воды набрать, но даже искупаться под мощными ледяными струями. А еще там много яблок в садах, а в лесу подосиновиков...
Мы приехали в Псков, конечно, не на телеге и не в кибитке, нас привез туда комфортабельный "Мерседес-Бенц". Но это как-то сразу и забылось, как только мы вступили на территорию Псковского кремля и — были немедленно, как никогда раньше, отброшены в прошлое. Может быть, впечатление было усилено и тем, что прибыли мы туда утром в субботу еще до наплыва туристических групп и оказались наедине с Троицким собором, никого кроме нас — только голуби бродят по свежевыстриженному газону, да тени шевелятся на белых стенах огромного храма. Высота собора 72 метра вместе с крестом. Понятно, что это уже четвертый вариант постройки, но, если прибавить к этой высоте еще 7 метров культурного слоя (в такую глубину уже ушли археологические раскопки), то легко представить себе, как у древних псковичей падали с голов шапки, когда они смотрели на высокую "копну собора", как назвал купол в стихотворении "Псков" Саша Черный. И иконостас внутри под стать самому собору — он уникальный, семиярусный. Место для храма, по преданию, выбрала княгиня Ольга, она увидела три луча над мысом, у слияния рек Великой и Псковы, потому и освящен собор в честь Живоначальной Троицы. Благодаря раннему приезду мы прошлись, не спеша, по кремлю, спустились вниз к месту впадения Псковы в реку Великую. Некоторые экскурсоводы говорят, что где-то тут и нашел Саня, герой Каверинских "Двух капитанов", сумку почтальона с письмом, которое определит всю его жизнь. Может быть. Но знаменитую клятву "Бороться и искать, найти и не сдаваться" дети дали друг другу точно здесь — "в Соборном саду"...
Что касается Ольги... Ольга — псковитянка, о чем говорится в "Повести временных лет". В городе есть аж два ее памятника. Провидением судьбы было дано ей стать одной из самых заметных фигур среди русских правителей. Личной жизни ее не позавидуешь, пожалуй (ну, по крайней мере, с позиций мышления современной женщины): и жена была она у Игоря не единственная, хоть и самая ценимая супругом — за ум, и муж, хоть и неверный, погиб. А вот стала же "Равноапостольной", первая из русских правителей приняла христианство, а внук ее Владимир уже всю Русь окрестил. Как встретилась она с князем Игорем, о том есть много легенд, но самой поэтичной, наверно, является легенда о любви с первого взгляда, о том, как Игорь встретил ее на переправе и стал приставать к ней с нескромными желаниями, но получил отпор, а потом, когда пришла пора жениться, выбрал в жены именно ее... И византийский правитель Константин был очарован ею, опять же за ум, и хотел взять ее в жены. Да, видно, не понравился ей, или была она уже сыта существовавшим тогда типом средневекового брака для высокопоставленных особ, и, как известно, Ольга обхитрила его и замуж за него не вышла. Удивительная была все-таки женщина...
Псковский кремль называется Кром и тем отличается от всех остальных русских кремлей. Может, от того, что Псков долгие столетия стоял на кромке русских земель, на границе, и жители его находились постоянно в душевном состоянии пограничном между жизнью и смертью, а значит, существовали тоже на кромке, всегда готовые к последнему часу. Наверно, поэтому на территории Крома так много было церквей, так тесно расположенных друг к другу, что и весь кремль был прообразом небесного Иерусалима, такой переходной ступенью в мир иной. Представить только, в течение нескольких сотен лет ни дня не проходило на псковской земле без кровопролитных столкновений. Для защиты от врагов древние горожане приглашали князей, как известно. Кстати, имя одного из них, князя Довмонта, наиболее часто упоминается в связи с Кромом, а княжил он в Пскове ровно тридцать лет и три года. Прямо по сказке. И все-таки главная надежда на спасение от всех зол была у псковичей на Бога, вот и строились храмы. И, конечно, монастыри.
Ну, вот и пришло время поговорить о самом знаменитом из них — расположенном недалеко от Пскова пещерном Псково-Печерском Успенском монастыре. Высшее провидение сподобило нас приехать сюда на этот раз накануне самого главного монастырского праздника — Успения Пресвятой Богородицы. Все здесь было уже готово к началу крестного хода. Выложена цветами дорожка от Успенского к Михайловскому собору. В том числе и по известной "кровавой дороге", по которой, раскаявшийся в своем злодеянии, царь Иван Грозный нес на руках тело убиенного им настоятеля преподобного Корнилия. Вообще, отношения Грозного с Псковом были сложные. История говорит, например, что, стерев с лица земли Великий Новгород, Грозный почему-то не разорил Псков. В опере Римского-Корсакова "Псковитянка" объяснение дано в стиле мелодрамы: дескать, узнал он в одной из девиц свою дочь и пощадил город. Более правдоподобное, хотя и не менее потрясающее — предание о том, что вразумил кровавого царя местный юродивый Никола Салос. Если судить по тому, что царь и сына родного — собственными ручками, вторая версия логичнее. "Мастерский" был Иван IV палач. Вот и Корнилию голову в гневе отсек. А был преподобномученик личностью незаурядной, недаром братия выбрала его игуменом в его двадцать с небольшим лет. Был он хороший хозяйственник, прекрасный иконописец, литератор, ему приписывается авторство "Повести о Псково-Печерском монастыре". Вообще, если говорить об этой обители, можно упомянуть его уникальную историю, необычную архитектуру, специальное очепное крепление колоколов, которое редко встретишь где-либо еще, множество святынь. Но нельзя не сказать о большом количестве необыкновенных людей, связанных с его историей.
Этот монастырь — место процветания уникального русского религиозного явления, института старчества. Обитель никогда не закрывалась, даже в богоборческие времена. Можно по-разному оценивать деятельность монастыря во время Великой Отечественной войны или, например, фигуру настоятеля Алипия. Поговаривали о его связях с органами... Разве в этом суть его жизненного пути? Художник, иконописец. Прошел войну до самого Берлина, среди прочих — медаль "За отвагу". Реставрировал Троице-Сергиеву Лавру, там принял постриг. Говорят, что в ответ на слова одного из бесконечных уполномоченных о необходимости закрытия монастыря, сказал, что многие из его монахов в прошлом солдаты, что взять монастырь танками рельеф местности не позволит, а в случае самолетной атаки об этом узнает весь мир. А перед смертью ему во сне явилась Богородица. Считается, что местную икону "Невесто Неневестная" Алипий написал после этого сна — по воспоминаниям...
У каждого, кто посещает Псковскую землю, свое представление о ней. Для меня, наверно, прежде всего, это место удивительного преломления человеческих судеб, воплощенное чудо, ценнейшее сокровище моей великой Родины.

Ольга Денисова




 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.