 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 1 (235), 2025 г.

Екатерина ЯКОВЛЕВА 
Декаданс
М.: «Вест-Консалтинг», 2025
Индивидуализм, классическое противопоставление собственной личности серости «толпы» в культуре декаданса доходит до полного ухода от реальности. Меня всегда удивляла непреодолимая тяга некоторых авторов к загробному миру — для них все эти косточки, черепушечки, вампиры, темные ангелы и прочие нечистые духи выглядят не страшно, а… страшно интересно. С точки зрения логики сложно объяснить эту тягу, разве что человек… репетирует, готовится к неминуемому?.. Да вроде бы рано, ведь любовная лирика в книге представлена весьма щедро, и страсти в стихах кипят нешуточные. Новый сборник стихотворений Екатерины Яковлевой своим названием отсылает нас к Серебряному веку, а содержанием — к столь любимому автором безвременью, состоянию «нигде», которое столь же масштабно, сколь и безнадежно. Декаданс срывает с любви покров стыдливости. Это не стиль, а образ мышления, где неприятие жизни провоцирует испепеляющую страсть: можно все, поскольку оглядываться не на что. Становится возможной обезоруживающая прямота высказывания:
Похить под пристальным слепящим оком, Я с прозою не связана обетом, Толпе нет места в сердце одиноком, Никто не побежит за нами следом.
Стихотворения Екатерины Яковлевой отличаются яркой сюжетностью: к ним можно писать иллюстрации, а, кроме того, простота формы делает их отличным песенным материалом. Автор не только поэт, но и музыкант, а, значит, понимает, в какой форме донести до читателя эстетику пресыщения жизнью:
В черной комнате кровавый бархат, С люстры осыпаются рубины, Не вино, а пережженный сахар Изливают приторно графины.
Итак, декаданс, хоть и провозглашает упадок и кризис, упаковывает эти тревожные состояния в красивую обертку — скелет человека, если он не муляж в кабинете биологии, выглядит отталкивающе. Но помести этого недомертвеца за клавиши — и получится фантастическая картинка, в которой видится отсылка к анимированному фильму Тима Бёртона:
Мелодии обрывочной лохмотья Летят за Черным Ангелом вослед, Ну что же ты поник душой и плотью, Над клавишами сгорбленный скелет?..
При всей своей безысходности художественный мир Екатерины Яковлевой завораживает. Автор не зовет нас к спасению: эта красота не удержит мир от падения в пропасть, но падать он будет красиво и с удовольствием… Декадентское настроение ныне падает на благодатную почву: время-то тяжелое, и все эти аметистовые планеты и вальсирующие чертенята призваны отражать наши собственные страхи и разочарования. По сути, декаданс — печальная и красивая игра в то, что в реальности является антиподом гармонии. Не хочется произносить это слово, поскольку романтики в состоянии перехода из жизни временной в загробный мир нет никакой… Но декаданс — это игра, это когда гибнешь как бы понарошку, на публику, чтобы потом выйти и словить аплодисменты. Значит, сделать это нужно истово, войдя в роль, как лирическая героиня Екатерины Яковлевой, чтобы и от души пострадать самой, и заставить читателя сопереживать происходящему:
Миры разделят наш союз: Тебя не будет в вечном крае, Соленый поцелуя вкус — Мы друг для друга умираем.
Драмы-то сколько, и нельзя сказать, что на пустом месте. По статистике, смерть близкого человека, как и развод — одно из самых травматичных событий в жизни человека, на шкале стресса, разработанной медиками, второе идет вслед за первым. Опять же, и здесь лирическая героиня Екатерины Яковлевой абстрагируется от реальности, как это свойственно декадентам: развернутая метафора, образ Любовника-Времени подводят читателя к тому, что не останется женщина совсем уж одна, найдет себе утешение, хотя и выглядит этот образ холодным и отстраненным. Мир вокруг женщины груб, косен и зол, что вполне в духе явления, давшего название сборнику. Поиск любви превращается в бегство от реальности, которое отличается трогательной искренностью:
Наверное, все стало слишком грубым, Мир потерял былую утонченность, Тем притягательней алеют губы, Тем горячей тобою увлеченность.
Не будучи уверенной ни в настоящем, ни в будущем, лирическая героиня Екатерины Яковлевой пребывает в непонятном, таинственном мире, находящемся даже не в оппозиции к миру вещей, а существующем параллельно с ним. Эта особенная модель художественного пространства, целая система умонастроений, порождающих внутренние конфликты, но вместе с тем не лишенных определенного единства. Мотивы тоски, неуют положения человека, с трудом выдерживающего испытания внешнего мира, одиночество и избранность поэта, — все это в стихотворениях Екатерины Яковлевой передается нам через мистические картины, персонажи которых отличаются своеобразным и полным драматизма существованием. Может быть, вообще ни на что не похожим. И последнее: соприкасаясь с «декадентским измерением», невольно задумываешься: а сам-то я радуюсь жизни, ценю ли то, что у меня уже есть?..
Надежда ДРОЗД
|
 |