Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 1 (235), 2025 г.



Екатерина ЯКОВЛЕВА
Декаданс

М.: «Вест-Консалтинг», 2025


Индивидуализм, классическое противопоставление собственной личности серости «толпы» в культуре декаданса доходит до полного ухода от реальности. Меня всегда удивляла непреодолимая тяга некоторых авторов к загробному миру — для них все эти косточки, черепушечки, вампиры, темные ангелы и прочие нечистые духи выглядят не страшно, а… страшно интересно. С точки зрения логики сложно объяснить эту тягу, разве что человек… репетирует, готовится к неминуемому?.. Да вроде бы рано, ведь любовная лирика в книге представлена весьма щедро, и страсти в стихах кипят нешуточные. Новый сборник стихотворений Екатерины Яковлевой своим названием отсылает нас к Серебряному веку, а содержанием — к столь любимому автором безвременью, состоянию «нигде», которое столь же масштабно, сколь и безнадежно.
Декаданс срывает с любви покров стыдливости. Это не стиль, а образ мышления, где неприятие жизни провоцирует испепеляющую страсть: можно все, поскольку оглядываться не на что. Становится возможной обезоруживающая прямота высказывания:

Похить под пристальным слепящим оком,
Я с прозою не связана обетом,
Толпе нет места в сердце одиноком,
Никто не побежит за нами следом.

Стихотворения Екатерины Яковлевой отличаются яркой сюжетностью: к ним можно писать иллюстрации, а, кроме того, простота формы делает их отличным песенным материалом. Автор не только поэт, но и музыкант, а, значит, понимает, в какой форме донести до читателя эстетику пресыщения жизнью:

В черной комнате кровавый бархат,
С люстры осыпаются рубины,
Не вино, а пережженный сахар
Изливают приторно графины.

Итак, декаданс, хоть и провозглашает упадок и кризис, упаковывает эти тревожные состояния в красивую обертку — скелет человека, если он не муляж в кабинете биологии, выглядит отталкивающе. Но помести этого недомертвеца за клавиши — и получится фантастическая картинка, в которой видится отсылка к анимированному фильму Тима Бёртона:

Мелодии обрывочной лохмотья
Летят за Черным Ангелом вослед,
Ну что же ты поник душой и плотью,
Над клавишами сгорбленный скелет?..

При всей своей безысходности художественный мир Екатерины Яковлевой завораживает. Автор не зовет нас к спасению: эта красота не удержит мир от падения в пропасть, но падать он будет красиво и с удовольствием… Декадентское настроение ныне падает на благодатную почву: время-то тяжелое, и все эти аметистовые планеты и вальсирующие чертенята призваны отражать наши собственные страхи и разочарования. По сути, декаданс — печальная и красивая игра в то, что в реальности является антиподом гармонии. Не хочется произносить это слово, поскольку романтики в состоянии перехода из жизни временной в загробный мир нет никакой…
Но декаданс — это игра, это когда гибнешь как бы понарошку, на публику, чтобы потом выйти и словить аплодисменты. Значит, сделать это нужно истово, войдя в роль, как лирическая героиня Екатерины Яковлевой, чтобы и от души пострадать самой, и заставить читателя сопереживать происходящему:

Миры разделят наш союз:
Тебя не будет в вечном крае,
Соленый поцелуя вкус —
Мы друг для друга умираем.

Драмы-то сколько, и нельзя сказать, что на пустом месте. По статистике, смерть близкого человека, как и развод — одно из самых травматичных событий в жизни человека, на шкале стресса, разработанной медиками, второе идет вслед за первым. Опять же, и здесь лирическая героиня Екатерины Яковлевой абстрагируется от реальности, как это свойственно декадентам: развернутая метафора, образ Любовника-Времени подводят читателя к тому, что не останется женщина совсем уж одна, найдет себе утешение, хотя и выглядит этот образ холодным и отстраненным. Мир вокруг женщины груб, косен и зол, что вполне в духе явления, давшего название сборнику. Поиск любви превращается в бегство от реальности, которое отличается трогательной искренностью:

Наверное, все стало слишком грубым,
Мир потерял былую утонченность,
Тем притягательней алеют губы,
Тем горячей тобою увлеченность.

Не будучи уверенной ни в настоящем, ни в будущем, лирическая героиня Екатерины Яковлевой пребывает в непонятном, таинственном мире, находящемся даже не в оппозиции к миру вещей, а существующем параллельно с ним. Эта особенная модель художественного пространства, целая система умонастроений, порождающих внутренние конфликты, но вместе с тем не лишенных определенного единства. Мотивы тоски, неуют положения человека, с трудом выдерживающего испытания внешнего мира, одиночество и избранность поэта, — все это в стихотворениях Екатерины Яковлевой передается нам через мистические картины, персонажи которых отличаются своеобразным и полным драматизма существованием. Может быть, вообще ни на что не похожим. И последнее: соприкасаясь с «декадентским измерением», невольно задумываешься: а сам-то я радуюсь жизни, ценю ли то, что у меня уже есть?..

Надежда ДРОЗД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.