Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 12 (234), 2024 г.



Татьяна КАЙСАРОВА
СЛЕПОЕ СОПРЯЖЕНЬЕ

М.: «Вест-Консалтинг», 2024


Девятнадцатая книга стихотворений известного российского поэта Татьяны Кайсаровой наполнена произведениями, совершенно разными по жанру и стилистике. Сборник «Слепое сопряженье» можно условно разбить на четыре главы, каждая из которых отражает определенную грань личности автора: любовная и философская лирика, стихи сегодняшнего времени и сонеты.
Да, мы переживаем суровые времена. Тяжесть земного бытия, напряженная внешнеполитическая обстановка — все это волнует автора, заставляя ее высказываться резко и пессимистично:

Дымится мир. Толпа глотает пыль.
В полях давно не злаки, а ковыль
колышется, не усмиряя спесь.
А блок шутов готовит карнавал,
выплескивая гендерную взвесь
в цветные заводи кривых зеркал,
и бесполезен поиск антитез.

Чувствуя беззащитность перед окружающим миром, человек стремится «перекроить» этот мир под себя, забывая, однако, что, как поется в популярной советской песне, «этот мир придуман не нами»… Перед глазами автора — вечная неизбежность классовой борьбы. Татьяна Кайсарова беспристрастно описывает капиталистическую модель мира: современное общество настолько сильно утонуло в экономике роста и стремлению к наживе, что даже у самых ярых сторонников «западной демократии» закрадываются сомнения в правильности избранного пути. Что говорить о русском человеке, для которого никоим образом несвойственно стяжательство? В христианском, тем более в православном понимании нет места ненависти и классовой борьбе. К сожалению, до полного осознания этой великой заповеди человечеству в целом очень и очень далеко. Отдельные личности, к которым, безусловно, относится автор, тяжело переживают подобное положение вещей. Эти люди ощущают единство со всем миром и отдают себе отчет в том, что на чужом несчастье своего счастья не построишь:

Не стоит двигать стрелку до предела,
повелевать смещением времен.
Кто слепо крут, пожалуй, не умен,
а для глупцов нет времени и дела.
В пространстве выход к свету предрешен!

Хотелось бы, чтобы выход к свету оказался бы не просто красивой метафорой, рожденной поэтическим сознанием, и не был бы понят буквально, став последней вспышкой ядерного взрыва… В противовес стихотворениям «на злобу дня» любовная лирика Татьяны Кайсаровой умиротворяет читателя, попутно отвергая опасный стереотип о любви-наваждении. Автор мягко, но уверенно говорит нам о том, что лишь зрелая любовь является подлинной:

Но я слепой любовь не назову,
а зрячая разлук не измеряет.
Она и впрямь подобна божеству —
дыханием сомненья растворяет.

И ведь не поспоришь! Так называемая «слепая любовь» беспощадна как к слепцу, так и к объекту его (или ее) воздыхания. Ничего хорошего из таких отношений, как правило, не выходит. Мы можем идеализировать человека, которого любим, и пожертвовать ему все, что имеем, забыв о себе. Наши эмоции настолько сильны, что затмевают разум. Мы можем творить все, что заблагорассудится, зачастую действуя человеку во вред, поскольку не в состоянии поддерживать малейшую объективность по отношению к «любимке». Наш ум настолько заморочен, что находит оправдания всему: и недостойному поведению человека, и собственным поступкам. Недаром в народе сложилась поговорка: «Любовь зла, полюбишь и парнокопытное животное», которая грубовато намекает: не знает якобы любящий свою якобы «половинку», видит в другом те качества, которые сам себе придумал… Сложно назвать эту смесь идеализации и влечения тем высоким словом, которым она сама себя провозглашает.
Нет, настоящее чувство другое: спокойное, чистое, и, главное, — благословенное:

И покуда наших душ тепло
греет эти сумрачные дали,
Серафима тонкое крыло
будет оберегом от печали.

Церковная лексика, аккуратно вплетенная в текст стихотворения, подчеркивает: любовь — переживание духовное. Не абы какое слово ставит поэт в противовес всем жизненным невзгодам. Ее лирическую героиню оберегает один из «серафимов», высших ангельских чинов, которые обладают способностью подражать Богу. По своей чистоте они превосходят все священное. А все потому, что настоящая любовь приближает любящего к изначальному замыслу Творца. Только она способна и преодолеть горечь разлуки, и выдержать испытание временем.
Для лирической героини Татьяны Кайсаровой важно ощущение единства не только с миром, но, в первую очередь, с Тем, кто этот мир придумал. В этой благостной тишине исчезает маленькое человеческое «я»:

И только в отдаленье соловей
вечерней трелью, видно, неспроста,
витийствует по милости Христа
и высшей благосклонности своей.

Бог и есть тишина. Мы должны внимать Ему. А любимая русская птица, соловей, один из символов России, — всего лишь скромная птаха, которой свыше попущено радовать людей своими трелями. Завершая книгу, Татьяна Кайсарова дает интересное определение земному существованию человека: «Наша судьба — самое непредсказуемое слепое сопряженье, которое только может быть». Именно «слепое», которое мы не в силах ни предугадать, ни отменить. И здесь автор немного противоречит себе, утверждая далее: «Незримо, неощутимо соединяются и сплетаются нити судьбы, и возникает полотно нашей жизни». Для нас — да, это хитросплетение уму непостижимо. Но с точки зрения Божественной логики случайностей не существует, более того, существует поговорка «Бог вслепую не подает». Эта высшая закономерность, эта неподвластная сознанию двойственность ощущается в каждой строке поэта. Ее стихотворения, наполненные яркими метафорами, выглядят современно и свежо. Казалось бы, поэт следует традиционным канонам, один из разделов сборника и вовсе посвящен твердой стихотворной форме, сложившейся много веков назад, — сонету. Но и сонет не кажется архаичным, поскольку посвящен тому, что волнует современного поэта: рыжая осень, январская неделя, рождественские дни — все это наполнено неповторимым авторским настроением. Новая книга Татьяны Кайсаровой содержит непохожие и разнообразные стихотворения, которые обязательно найдут заинтересованных читателей.

Вера КИУЛИНА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.